В эти же годы в зарубежных психологических исследованиях (Р. Бернс[54], W.Goldschmidt[14], J.Amdt[l,4], J.Greenberg[l,4], T.Pyszczynski[4], S.Solomon[4J, TJ.McKeown[21]) рассматриваются проблемы профессионального развития личности в кризисную эпоху жизни общества. В таких реалиях в числе наиболее актуальных выступают вопросы специфики развития адекватного образа мира как содержания профессионально окрашенных представлений человека об окружающей действительности, его образа Я, как ведущих представлений о самом себе. Целостность, позитивность данных представлений у личности утрачивается в периоды социальной нестабильности, радикальной ломки ценностной иерархии, утраты идеалов, смысложизненных ценностей в общественном, индивидуальном сознании. В этой связи существенным условием, способствующим обретению личностью социального профессионального идеала относительно целесообразного, гармоничного общественного устройства, является развитие позитивных представлений о культурных, исторических фактах прошлого своей профессии, событий её настоящего, будущего, избежание крайностей (цинизма, скептицизма, трагизма, пессимизма) в их личностной оценке. Реальным критерием развития адекватных представлений личности о самой себе, её адекватного самоотношения являются умение человека реализовать свои потребности, социально-направленные цели, устремления в конкретных делах, поступках, её способность к самореализации, саморегуляции, творческому самовыражению в профессиональной, общественной деятельности, что и выступает проявлениями своего “я” в жизни личности (22, 227, 232). Для нас важна точка зрения отечественного психолога Г.М. Андреев о й ^ ],, исследованиями которой доказано, что представления человека о самом себе, его образ Я, строятся в рамках обретения социальной, отраслевой, профессиональной идентификации личности. Условиями адекватной личностной идентификации являются развитие эмоционально-позитивных, в 52 |
44 Целостность и позитивность данных представлений у личности утрачивается в периоды социальной нестабильности и радикальной ломки ценностной иерархии, утраты идеалов и смысложизненных ценностей в общественном и индивидуальном сознании. В этой связи существенным условием, способствующим обретению личностью социального мировоззренческого идеала относительно целесообразного и гармоничного общественного устройства, является формирование позитивных представлений о культурных и исторических фактах прошлого своего общества, событий его настоящего и будущего, избегание крайностей (цинизма, скептицизма, трагизма, пессимизма) в их личностной оценке. Реальным критерием формирования адекватных мировоззренческих представлений личности о самой себе и её адекватного самоотношения являются умение человека реализовать свои духовные потребности, социальнонаправленные цели и устремления в конкретных делах и поступках, его способность к самореализации, саморегуляции и творческому самовыражению в профессиональной и общественной деятельности, что и выступает проявлениями своего «я» в жизни личности (22, 227, 232). Вместе с этим, для нас важна точка зрения отечественного психолога Г.М. Андреевой, исследованиями которой в этот же период доказано, что мировоззренческие представления человека о самом себе, его образ-Я, строятся в рамках обретения социальной, этнической, профессиональной идентификации личности. При этом условиями адекватной персональной идентификации являются формирование эмоционально-позитивных, в том числе нравственных, представлений о группе (социальной, профессиональной, этнической и др.), с которой человек себя отождествляет; и активно-познавательное отношение к идентифицируемой группе как к «своей нише в обществе». Одновременно, важны толерантность и коммуникативная открытость к другим группам, народам и культурам (8.-С.266-268, 270). |