том числе нравственных, представлений о группе (социальной, профессиональной, отраслевой и Др.)» с которой человек себя отождествляет; активнопознавательное отношение к идентифицируемой группе как к “своей нише в обществе”. Одновременно, важны толерантность, коммуникативная открытость к другим группам[33.-С.266-268, 270]. В 1980-90-е гг. в отечественной психологии актуализируется поиск психолого-аксеологических путей (К.А. Абульханова-Славская[28], T.JI. Григорьева, А.А. Деркач, И.П. Лотова, ЛИ. Рувинский[292] и др.), касающихся самообразования, самовоспитания личности. Они —условие построения личностью собственной стратегии профессионального саморазвития, полноценного включения своей индивидуальности в жизнедеятельность социума. Профессионально-личностные задачи в этом плане, во-первых, развитие самопознания, адекватной самооценки человеком своих способностей, возможностей, особенностей. На этой базе соотнесение себя с условиями, формами социальной, профессиональной жизни, в которых предстоит жить, действовать. Во-вторых, необходимость определения своих ролей в этих условиях, структурах, выработка собственной траектории индивидуальнотворческого развития в них. Это выступает, в итоге, важным условием профессионального самоопределения человека в обществе, к которому он принадлежит. В 1990-е гг. в отечественной психологии в качестве интегративной личностной характеристики, выявляющей высокий уровень мастерства исполнения личностью определённой деятельности вводится понятие компетентности (И.А. Зимняя[140], Е.М. Павлютенков и др.). Так, характеризуя профессиональную компетентность, Е.М. Павлютенков определяет её как форму исполнения специалистом своей деятельности, обусловленную глубокими знаниями им свойств преобразуемых предметов, свободным владением содержанием своего труда (функциями, видами, средствами деятельности), а также соответствием этого труда профессионально важным качествам спе53 |
45 В 1980-90-е гг. в отечественной психологии актуализируется поиск психолого-акмеологических путей (К.А. Абульханова-Славская, Т.Л. Григорьева, А.А. Деркач, И.П. Лотова, Л.И, Рувинский и др.), касающихся самообразования, самовоспитания личности. Они — условие построения ею собственной стратегии мировоззренческого саморазвития и полноценного включения своей индивидуальности в культурную жизнедеятельность социума. Персональные задачи в этом плане — во-первых, развитие самопознания и адекватной самооценки человеком своих способностей, возможностей, особенностей. На этой базе он соотносит себя с условиями и формами социальной и профессиональной жизни, в которых ему предстоит жить и действовать. Во-вторых, — необходимо определение своих ролей в этих условиях и структурах и выработка собственной траектории индивидуально-творческого развития в них. Это и выступает, в итоге, важным условием мировоззренческого самоопределения человека в обществе, к которому он принадлежит. В 1990-е гг. в отечественной психологии в качестве интегративной личностной характеристики, выявляющей высокий уровень мастерства исполнения личностью определённой деятельности вводится понятие компетентности (И.А. Зимняя, Е.М. Павлютенков и др.). Так, характеризуя профессиональную компетентность, Е.М. Павлютенков определяет её как форму исполнения специалистом своей деятельности, обусловленную глубокими знаниями им свойств преобразуемых предметов, свободным владением содержанием своего труда (функциями, видами и средствами деятельности), а также соответствием этого труда профессионально важным качествам специалиста (144.-C.13). Сущностная природа компетентности, считает И.А. Зимняя, выявляется только в органическом единстве с ценностями личности и при условии глубокой заинтересованности человека в каком-либо виде своей деятельности профессиональной, коммуникативной, творческой и т.д. Однако уже в 1970-е гг. в зарубежных психологических исследованиях (D.C.McClelland, J.Raven) доказывается, что компетентность личности фор |