—философ, сердцем —поэт” Н.И. Кареев считает развитие умственной самостоятельности, самовоспитание личности. Данное условие понимается педагогом как искоренение личностью в себе привычки пассивного, догматического усвоения чужих идей, опыта деятельности вне собственной деятельной активности [156.— С. 365-367]. А.А. Мусин-Пушкин[242], просветитель, педагог, в начале XX века ратовал за развитие “здоровой идеализации”, иначе профессиональных идеалов, у юношества в процессе обучения. Они формируются на основе сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей родной истории, выстраданных родным народом, составляющих потому его драгоценную культурную собственность [242.-С.476-479]. Это является, с его точки зрения, условием развития ориентированной направленности личности, развития у него духовных чувств — сопричастности к избранной профессии, уважения к профессиональным ценностям прошлого, настоящего, гордости, нравственного удовлетворения от личного приобщения к ним. После 1917 г. в условиях коренных идеологических, ценностных изменений в России с позиций коммунистического идеала как образа светлого будущего, потребовалось формирование человека нового типа способного воплотить в жизнь задачи коммунистического строительства. Коммунистическое воспитание стало на долгие годы основой государственной политики в области образования. Ведущей идеологической задачей государства было формирование коммунистического диалектико-материалистического мировоззрения советских людей. Для этого осуществлялась система воспитания личностных качеств гражданина, который реализует себя ради целей общества, живёт общественной жизнью гораздо больше, чем собственными интересами (Н.К. Крупская[193], А.В. Луначарский и др.). Однако гуманистические устремления ряда советских педагогов своеобразно преломили цели, задачи формирования коммунистического мировоззрения в интересах подлинно духовного, творческого развития личности сво57 |
49 ЛОВ, у юношества в процессе обучения. Они формируются на основе «сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей литературе, в родной истории», выстраданных родным народом и составляюищх потому его драгоценную культурную собственность (136.-С.476-479). Это и является, с точки зрения педагога, условием формирования патриотически-ориентированного мировоззрения личности и развития у неё духовных чувств — сопричастности родной культуре и уважения к культурным ценностям прошлого и настоящего, патриотической гордости и нравственного удовлетворения от личного приобщения к ним. После 1917 г. в условиях коренных идеологических и ценностных изменений в России с позиций коммунистического идеала как образа светлого будущего, потребовалось формирование человека нового типа — способного воплотить в жизнь задачи коммунистического строительства. Коммунистическое воспитание стало на долгие годы основой государственной политики в области образования. Ведущей идеологической задачей государства было формирование коммунистического диалектико-материалистического мировоззрения советских людей. Для этого осуществлялась система воспитания личностных качеств гражданина, который реализует себя ради целей общества, живёт общественной жизнью гораздо больше, чем собственными интересами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.). Однако гуманистические устремления ряда советских педагогов своеобразно преломили цели и задачи формирования коммунистического мировоззрения в интересах подлинно духовного и творческого развития личности своих воспитанников. В 1920-е гг. с гуманистических позиций плодотворно разрабатываются идеи социализации личности в педагогических подходах К.Н. Вентцеля и СТ. Шацкого. Социализация понимается ими как социальное и деятельностно-активное самоопределение человека в обществе. При этом условиями социального самоопределения являются: активнозаинтересованное отношение личности к общественным проблемам, её со |