Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 25]

системы и психики, а его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений» [216, 62].
В философском словаре культура определяется как «социальнопрогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности,
па превращение богатства человеческой истории во внутренне богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека» [208, 225].
В лингвистических словарях дается несколько определений понятия «культура»: «совокупность производственных, общественных и духовных
достижений людей», а также «высокий уровень чего-нибудь., высокое развитие, умение», «совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном отношениях», «степень социального и интеллектуального развития, присущая кому-нибудь.; уровень развития чего-нибудь.» [106,375].
Исходя из вышеперечисленных определений в данной работе термин «культура» будем понимать как сложное интегративное качество, предполагающее высокий уровень интеллектуального и
нравственноэстешческого развития личности, переходящего в саморазвитие.
Термины «культура языка» и «культура речи» стали широко употребляться в
1980гг.
XX п., па сегодняшний день в педагогической литературе чаще встречается понятие «речевая культура» или «культура речи» (Васильева A.1L, Введенская JI.A., Голуб И.Б., Гришина И.А., Кадырова Ф.М., Катаева Е.Ю., Колесов В.В., Лазутина Е.М., Максимов В.И., Павлова Л.Г.).
Иногда
:>ти понятия отождествляются: «Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее 26
[стр. 36]

Ннзамов Р.Л.
определяет педагогические условия как факторы, которые обеспечивают успешное обучение [141].
Исходя из имеющихся определений в данной работе мы будем понимать дидактические условия как обстоятельства, способствующие эффективности обучения, в частности государстве!шьш языкам.
В философском словаре под редакцией И.Т.
Фролова термин «развитие» определяется как «закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное» [208,400].
Ожегов С.И.
более точно, на наш взгляд, определяет «развитие» как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совепшенное: переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [146, 664].
Развитие же конкретной личности наиболее полно, по нашему мнению, определяет Харламов И.Ф.
как «взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в coeepuie)icmeoeanuu его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений'» [216, 62].
Мы вполне согласны с этим определением.
В философском словаре культура определяется как «социальнопрогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности,
на превращение богатства человеческой истории во внутренне богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека» [208, 225].
В лингвистических словарях дается несколько определений понятия «культура»: «совокупность производственных, общественных и духовных
37

[стр.,37]

достижении людей», а также «высокий уровень чего-и., высокое развитие, умение» [146, 321]; «совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном отношениях», «степень социального и интеллектуального развития, присущая кому-н.; уровень развития чего-н.» [106,375].
Исходя из вышеперечисленных определений в данной работе термин «культура» будем понимать как сложное интегративное качество, предполагающее высокий уровень интеллектуального и
нравственноэстетического развития личности, переходящего в саморазвитие.
Термины «культура языка» и «культура речи» стали широко употребляться в
двадцатые годы XX в.
Сегодня в лннгво-педагогической литературе чаще встречается понятие «речевая культура» или «культура речи» (Васильева А.Н., Введенская Л.А., Голуб И.Б., Гришина И.А., Кадырова Ф.М., Катаева Е.Ю., Колесов В.В., Лазутина Е.М., Максимов В.И., Павлова Л.Г.).
Иногда
эти понятия отождествляются: «Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей.
К ним относятся: богатство (разнообразие) речи, се чистота, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность.
Как видно из данного определения, речевая культура не ограничивается только понятием правильности речи...» [45, 65].
Гришина И.А.
пишет, что в культуре общения большое место занимает культура речи, что ведущим требованием речевой культуры является нормативность и что культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логичной стройностью [70].
В энциклопедии по русскому языку под редакцией Ю.Н.
Караулова термин «культура речи» определяется как «владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в 38

[Back]