Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 74]

парной форме обучения и воспитания можно охватить немного большее количество студентов, которые чаще чувствуют себя увереннее в присутствии однокурсника, чем наедине с преподавателем.
Парные формы способствуют здоровой конкуренции, активности студентов, быстроте их реакции.
• Фронтально-коллективные формы (от трех до тридцати чел.), когда работа проводится одновременно со всеми студентами аудитории, позволяет охватить всех студентов и сэкономить время: фронтальная лекция (на занятиях по русскому языку и культуре речи читаются лекции на темы «Современный русский язык (вводная лекция «Языковая культура специалиста», «Язык бизнеса», «Деловая этика» и др.; на занятиях по
таджикскому языку «Фонетический и грамматический строй современного таджикского языка: общая характеристика», «Некоторые графические правила таджикского языка», «Категории падежа имен существительных» и пр.); коллективная дискуссия по языковым вопросам (выбор написания слов, обсуждение постановки знаков препинания, определение значения слова, поиск и устранение речевых и стилистических ошибок); по профессионально и эстетически значимых проблемам («Книги или интернет?», «Современный руководитель (адвокат, продюсер медиапроекта)», «Толерантность в условиях двуязычия», «Молодежный клуб); коллоквиум по блоку тем («Публицистический стиль», «Деловой стиль речи», «Техника речи», «Лексический состав современного литературного языка», «Закон сингармонизма в современном таджикском языке», «Принципы современной русской орфографии (пунктуации)»); коллективные игры («Презентация фирмы», когда за лучшую совместно подготовленную и представленную презентацию соревнуются группы студентов; «Выступление на совете директоров», «Прием на работу», когда участвуют две группы: «актеры» и «жюри»).
Эти виды игр были
75
[стр. 88]

парное выполнение некоторых внеаудиторных самостоятельных заданий (наблюдение за речью современников, написание макетов деловой корреспонденции, подготовка сообщений и пр.); парные дополнительные занятия.
Вербицкий А.Л.
считает парную форму работы с учащимися (диаду) одной из форм активного обучения, поскольку парная форма удовлетворяет потребность студентов в общении, обмене информацией, в обсуждении прослушанного материала, включении первокурсников в зародившийся учебный коллектив и освоении в нем.
Кроме того, парная форма адекватна модели производственных отношений [46].
Парные формы, на наш взгляд, также эффективны, поскольку они приближены к индивидуальным (занятие проводится с двумя студентами вместо одного при их активном взаимодействии) и сохраняют основные их достоинства (индивидуальный подход, конфиденциальность, контроль за качеством усвоения каждого, дифференциация материала и заданий для каждой пары в зависимости от уровня их языкового развития).
К тому же, как показал эксперимент, при парной форме обучения и воспитания можно охватить немного большее количество студентов, которые чаще чувствуют себя увереннее в присутствии однокурсника, чем наедине с преподавателем.
Парные формы способствуют здоровой конкуренции, активности студентов, быстроте их реакции.
• Фронтально-коллективные формы (от трех до тридцати чел.), когда работа проводится одновременно со всеми студентами аудитории, позволяет охватить всех студентов и сэкономить время: Фронтальная лекция (на занятиях по русскому языку и культуре речи читаются лекции на темы «Современный русский язык (вводная лекция)», «Языковая культура специалиста», «Язык бизнеса», «Деловая этика» и др.; на занятиях по
татарскому языку «Фонетический и грамматический строй современного татарского языка: общая характеристика», «Некоторые 89

[стр.,89]

графические правила татарского языка», «Категории падежа имен существительных» и пр.); коллективная д и с к у с с и я п о я з ы к о в ы м вопросам (выбор написания слов, обсуждение постановки знаков препинания, определение значения слова, поиск и устранение речевых и стилистических ошибок); по профессионально и эстетически значимых проблемам («Книги или интернет?», «Современный руководитель (адвокат, продюсер медиапроекта)», «Толерантность в условиях двуязычия», «Молодежный сленг»); коллоквиум по блоку тем («Публицистический стиль», «Деловой стиль речи», «Техника речи», «Лексический состав современного литературного языка», «Закон сингармонизма в современном татарском языке», «Принципы современной русской орфографии (пунктуации)»); коллективные игры («Презентация фирмы», когда за лучшую совместно подготовленную и представленную презентацию соревнуются группы студентов; «Выступление на совете директоров», «Прием на работу», когда участвуют две группы: «актеры» и «жюри»).
Эти виды игр были
разработаны совместно с доцентом Матвеевой С.А., поэтому по праву могут считаться инновационными; коллективное посещение театра, выставок, концертов, музеев для написания эссе, аннотации или рецензии с последующим групповым обсуждением (чаще всего студенты посещают Татарский академический театр им.
Г.
Камала (с преподавателями татарского языка Садыковой Э.Р.
и Гибадуллиной Ф.Х.), Музей татарского живописца, скульптора и графика XX века Б.
Урманче (с преподавателем татарского языка Краевой Н.Ф.)); коллективные аудиторные самостоятельные работы репродуктивного и творческого характера на усвоение, закрепление и повторение материала с последующей проверкой устно, у доски или самопроверкой по «ключам» (составление схем предложений, определение слов по их значению, расстановка знаков препинания, фонетический разбор, образование форм слов и т.д.); 90

[Back]