вовая культура, определяя тип правоотношений в рамках жизненного про-4 странства личности, может рассматриваться как конститутив последнего . Нет нужды особо останавливаться на том, что самореализация личности в аспекте права предполагает наличие у нее самосознания свободного существа, что проявляется в свободном выборе. Исходя из интерпретации права как меры свободы202 и необходимости во взаимоотношениях человека и общества (личности и государства), мы можем уверенно констатировать, что личность есть лишь там, где есть свобода. Как справедливо отмечает Е. A. Jlyкашева, «подлинная ценность прав, свобод и обязанностей личности раскрывается в ее практическом правомерном поведении, осуществляемом на основе свободного выбора» . Неразрывная связь проблемы самореализации личности с ее реальным поведением в ситуациях ее включенности в широкую сферу социальных правоотношений сегодня мало у кого вызывает сомнение. В данном процессе заметная роль отводится и политическим, и психологическим, и нравственным регуляторам поведения и деятельности личности. , Вместе с тем возможности самореализации личности в аспекте права предопределяются и общим уровнем ее культурного развития, вбирающим в себя ее основные психосоциальные, этические, мировоззренческие и иные позиции. Поэтому личная самореализация должна рассматриваться через призму ее системного понимания, включающего в себя взаимодействующие компоненты экономического, политического, правового, нравственного и обыденного (бытового) сознания и поведения. Личность структурирует социальное поле вокруг себя, превращая его в свое жизненное пространство, совершая поведенческие акты, в быту и юридической теории именуемые поступками. Именно через поступки проявляется уровень развитости правосознания, правовая установка и в целом правовая культура личности. Поступок служит своеобразным индикатором соци201 Смоленский М.Б., Дунаева Н.Н. Правовая культура и личность в контексте российской государственности. Ростов-на-Дону, 2002. С. 111.* % ( у ч _ _____ Подробнее об этом см.: Нерсесянц B.C. Право-математика свободы. М., 1996. 203Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987. С. 72. 100 |
0 следовании в виде некоего континуума, периодически м еняю щ его свои психологические характеристики1. П риведенное нами понимание интерпретации д а ет возм ож ность увидеть, что она является основны м м еханизмом п овседн евн ого правового мышления личности. О собенно она важна там, где ещ е не вступили в силу ^ законы, н ет их знания и привычного для старш его поколения понятия ’’порядок1', интерпретация позволяет личности кажды й раз самоопределяться, упорядочивать, вносить м ом ент ясности и организованности в свою соц и альную ж изнь, свои взаимоотнош ения с лю дьм и, учреж дениям и, различными социальными структурами. Интерпретация вы полняет ф ункцию рабочего м еханизм а правового сознания и правовой культуры . Будучи наиболее ярким проявлением субъективности, пристрастности индивидуального сознания, интерпретация отражает стремления и ценностные ориентации личности и, следовательно, в каких-то пределах очерчивает * ее ж изненное пространство, пространство ее практического отнош ения к праву в частности. Таким образом, личность обретает самореализацию , творя собственны е смыслы, систематизируя их в интерпретации и конституируя своими действиями социальные поля. Н еповторимость действительной личности во многом предопределяется тем, что она в свей интерпретации открывает нечто новое для всех, дополняя раскрытие сущ ности и других лю дей, расширяя своими поступками их наличные возм ож ности и сама подвергаясь + непрерывной структурации со стороны социальной реальности. Правовая культура, определяя тип правоотнош ений в рамках ж и зненного пространства личности, мож ет рассматриваться как конститутив последнего. Нет нужды особо останавливаться на том , что самореализация личности в аспекте права предполагает наличие у н ее сам осознания св ободного сущ ества, что проявляется в свободном вы боре. И сходя из интер1 Славская А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования. //Психол. журн. 1994. Т. 15. №3. С. 78-87. претации права как меры свободы1и необходимости во взаимоотношениях человека и общества (личности и государства), мы можем уверенно констатировать, что личность есть лишь там, где есть свобода. Как справедливо отмечает Е.А. Лукашева, «подлинная ценность прав, свобод и обязанностей личности раскрывается в ее практическом правомерном поведении, осуществляемом на основе свободного выбора»2. Неразрывная связь проблемы самореализации личности с ее реальным поведением в ситуациях ее включенности в широкую сферу социальных правоотношений сегодня мало у кого вызывает сомнение. В данном процессе заметная роль отводится и политическим, и психологическим, и нравственным регуляторам поведения и деятельности личности. Вместе с тем возможности самореализации личности в аспекте права предопределяются и общим уровнем се культурного развития, вбирающим в себя ее основные психосоциальные, этические, мировоззренческие и иные позиции. Поэтому личностная самореализация должна рассматриваться через призму ее системного понимания, включающего в себя взаимодействующие компоненты экономического, политического, правового, нравственного и обыденного (бытового) сознания и поведения. Личность структурирует социальное пространство вокруг себя, превращая его в свое жизненное пространство, совершая поведенческие акты, в быту и юридической теории именуемые поступками. Именно через поступки проявляется уровень развитости правосознания, правовая установка и в целом правовая культура личности. Поступок служит своеобразным индикатором социально-правовой зрелости человека. В нем утверждается идея свободы и долга в ее нормативно-поведенческой функции. Таким образом, в поступке должное поведение из норм и предписаний переходит в действительную практику правоотношений. Здесь поступок выступает как 1Подробнее об этом см.: Иерсесянц B.C. Право-математика свободы. М., 1996. 2См:.Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987. С. 72. |