Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 102]

можно выделить такие его составляющие, как правосознание и правовая установка личности, правомерное поведение, правовая активность и правовая самозащита.
Правовая культура, если рассматривать ее в аспекте конституирования жизненного пространства личности через поступок, также выступает одним из звеньев этого механизма (см.

рисунок 1).
Следует заметить, что правомерное поведение, правовая активность и правовая самозащита не могут не воплощаться в правовые поступки, которые и служат важнейшими «кирпичиками» фундаментальной правовой самореализации личности в обществе.
Под правовыми поступками мы в данном случае понимаем юридические факты-поступки, толкуемые нами более широко, чем это сделано в литературе .

Таким образом, можно отметить, что юридический поступок является и средством правовой самореализации личности, и импульсом ее внутреннего саморазвития.
В нем концентрируются элементы правопонимания, правосознания, правовой установки и правовой культуры.
Через него проявляются правовая активность и правовая самозащита личности в их многообразных формах.

Прежде чем рассмотреть вопросы взаимодействия, взаимопроникновения и трансформации правовой культуры в правовую активность личности, отметим, что в научных публикациях можно встретить различные трактовки понятия правовой культуры в ее взаимосвязи с правовой активностью индивида.
Так, например, А.И.
Коваленко определяет правовую культуру как интеллектуально-духовное образование, как реализованную систему знаний о праве и государстве.
«Иначе говоря, — пишет он,—правовая культура—это реализованное правосознание.
Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой
культуры, подобно тому, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков» .
Несколько иначе, в рамках деятельностного подхода, трактует право205 См., например: Матузов Н.И.
Лекция 21.
Правовые отношения //Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.
Матузова и
A.B.
Малько.
М.: Юристъ, 1997.
С.
496-497.

206Коваленко А.И.
Краткий словарь-справочник по теории государства и права.
М:.
Исток, 1994.
С.
46.
102
[стр. 144]

объективный факт правовой самореализации личности, как его реальное достояние, материализовавшаяся духовно-правовая ценность.
Речь, конечно, идет прежде всего о юридически значимых поступках, имеющих правомерный характер.
При этом мы вовсе не упускаем из виду и то, что, несомненно, возможна (добавим, весьма распространена) и «антиправовая самореализация» личности в противоправных и асоциальных девиантных проявлениях).
Негативный антисоциальный способ самореализации посредством правоотрицания, культивирования вседозволенности и правового нигилизма в разнообразных его выражениях предметно исследуется в теории социальных отклонений, формирующейся на базе комплекса научных дисциплин: социологии, теории права, криминологии, психологии, психиатрии и медицины1.
Анализируя механизм социально-правовой самореализации личности, можно выделить такие его составляющие, как правосознание и правовая установка личности, правомерное поведение, правовая активность и правовая самозащита.
Правовая культура, если рассматривать ее в аспекте конституирования жизненного пространства личности через поступок, также выступает одним из звеньев этого механизма (см.

схему 1).
Следует заметить, что правомерное поведение, правовая активность и правовая самозащита не могут не воплощаться в правовые поступки, которые и служат важнейшими «кирпичиками» фундаментальной правовой самореализации личности в обществе.
Под правовыми поступками мы в данном случае понимаем юридические факты-поступки, толкуемые нами более широко, чем это сделано в литературе2.

Широта трактовки юридического поступка в нашем понимании означает в первую очередь то, что в механизме социально-правовой самореализации личности он оценивается ' См.: Социальные отклонения.
2-е изд., перераб.
и доп.
М.: Юрид.
лит., 1989.
С.
15.
2 См., например: Матузов И.И.
Лекция 21.
Правовые отношения //Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.
Матузова и
A.Q.
Малько.
М.: Юристъ, 1997.
С.
496-497.


[стр.,146]

В субъективном измерении юридический поступок представляет собой крупное событие в процессе правовой самореализации личности.
Юридический поступок выступает и как результат большой внутренней (духовно-правовой) работы личности, требующей непрерывной деятельности правосознание;'«запуска» в дело правовой установки.
«Своими действиями, пишет C.JI.
Рубинштейн, я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя...
Мое действие отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует, выявляет и реализует»1.
Таким образом, в своих поступках юридически значимого характера личность творит себя в социально-правовом смысле, воспроизводит свое правовое положение в государстве и тем самым осуществляет процесс правовой самореализации.
Становясь же на путь пассивности, безразличия, социальных отклонений, правового бездействия и непротивления злу, личность так или иначе скатывается к правовой и в целом духовной деградации, «потере» себя.
Перманентная готовность (алертность) человека к юридически значимому поступку реализуется в соответствии с его активной правовой установкой, высоким уровнем правосознания, пониманием своей ответственности перед обществом и государством.
Резюмируя изложенное, можно отметить, что юридический поступок является и средством правовой самореализации личности, и импульсом ее внутреннего саморазвития.
В нем концентрируются элементы правопонимания, правосознания, правовой установки и правовой культуры.
Через него проявляются правовая активность и правовая самозащита личности в их многообразных формах.

Рассмотрение проблемы социально-правовой самореализации личности не может быть достаточно полным без учета особого места в механизме ее осуществления волевого фактора.
Воля активная, действенная сто1Рубинштейн C.J7.
Проблемы общей психологии.
М., 1976.
С.
341.


[стр.,151]

права в свою противоположность «антиправо» (разрушение права)? И дело ведь прежде всего не в том, что «правовая установка, как пишет Т.В.
Синюкова, сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде»1, а скорее в самой сущности понятия «правовая установф ка», которая призвана по своему назначению и смыслу содержать правооценочный, когнитивно-юридический (с позиций юридического рассудка) и собственно правоповеденческий (готовность к правовому поступку) аспекты.
В условиях провозглашения и конституционного закрепления России в качестве правового государства встает задача выработки и соответствующей правовой установки личности.
Это подразумевает и выделение особого диспозиционно-юридического образования, каковым можно было бы признать правовые жизненные принципы, несущие в себе ключевые признаки личностно-социальной ценности права.
Здесь мы подходим к сложному вопросу: как именно осуществляется на уровне личностных психологических механизмов воздействие правовой культуры на реальное правовое поведение индивида? Прежде чем рассмотреть проблемы взаимодействия, взаимопроникновения и трансформации правовой культуры в правовую активность личности, отметим, что в исследовательских публикациях можно встретить различные трактовки понятия правовой культуры в ее взаимосвязи с правовой активностью индивида.
Так, например, А.И.
Коваленко определяет правовую культуру как интеллектуально-духовное образование, как реализованную систему знаний о праве и государстве.
«Иначе говоря, пишет он, правовая культура это реализованное правосознание.
Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой
1Там же.
151

[Back]