вую культуру В.П.Салтыков. «Правовая культура личности,—пишет он,— необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности» . Безусловно, в качестве компонента сознания и деятельности личности правовая культура активно воздействует на общество. Тем самым она преломляется в социально-правовую активность личности, представляющую собой, как указывает В.В. Оксамытный, «наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере» . Системно-связующую функцию в области правовой культуры личности осуществляет правовая деятельность. Такой вывод логично обоснован положениями теории культуры, разработанной Э.С. Маркаряном209. В качестве субъектов живой деятельности выступают индивиды, являющиеся источником движения культуры, что позволяет хранить и передавать культурный механизм наследования и функционирования ценностей правовой культуры. Такого рода деятельность можно было бы назвать и охарактеризовать как правокультурную деятельность, призванную быть эффективной, свободной, умелой, граждански зрелой, сознательно-активной . Под таким углом зрения правовая культура личности может рассматриваться и как культура ее социально-правовой активности, способствующая становлению демократического правового государства. Правовая культура, таким образом, в структуре личности не только обеспечивает познание правовой действительности, но приобретает роль источника индивидуальной активности — важного индикатора человеческой 207См.: Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. С. 576 20*Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах /Под ред. проф. M.H. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Изд-во «Зерцало», 1998. С. 577 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С 24. Смоленский М.Б., Дунаева H.H. Правовая культура и личность в контексте российской государственности. Ростов-на-Дону, 2002. С. 120. 103 |
выхолащивается. Моралистический подход к праву, возведенный в абсолют, становится источником деморализации правоотношений. В настоящее время в ходе общих социальных изменений в России происходит переосмысление значимости права в жизнедеятельности индивида, заявлено его "очищение" от идеологических наслоений прошлого. Право как сфера культуры рассматривается как основной гарант обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, его правовой защищенности и гражданской активности. Можно сказать, что все большее значение приобретает повышение уровня правовой культуры личности. Вполне справедливо утверждение, что "правовая культура личности необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цепь и составная часть, но вместе с тем, это степень и характер правового развития самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности", что, "будучи обусловленной в определенной степени правовым состоянием общества, она лежит в его основании, образуя ценностное ядро"1. Следовательно, индивидуальная правовая культура трактуется как одна из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний развивающегося человечества. Она становится органической частью цивилизованности, гражданского общества и правового государства. Значительную роль в формировании правовой культуры, как мы уже отмечали выше, играет таинственный и неуловимый феномен, который исследователи обозначают понятием «правовой менталитет». Выяснив специфику традиционной для россиян ценностной иерархии социальных регуляторов, остановимся далее на более подробном анализе понятия правового менталитета и его места в системе правовой культуры. 1Общая теория права /Под общ. ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С.502. « культуры, подобно тому как убеж дения лю дей составляют сердцевину их поступков»1. Несколько иначе, в рамках деятельностного подхода, трактует правовую культуру уже упоминавшийся нами В.П.Сальников. «Правовая культура личности, пишет он, необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, 2 которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности» . Безусловно, в качестве компонента сознания и деятельности личности правовая культура активно воздействует на общество. Тем самым она преломляется в социально-правовую активность личности, представляющую собой, как указывает В.В. Оксамытный, «наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере»3. Системно-связующую функцию в области правовой культуры личности осуществляет правовая деятельность. Такой вывод логично обоснован положениями теории культуры, разработанной Э.С. Маркаряном4. В качестве субъектов живой деятельности выступают индивиды, являющиеся источником движения культуры, что позволяет хранить и передавать культурный механизм наследования и функционирования ценностей правовой культуры. Такого рода деятельность можно было бы назвать и охарактеризовать как правокультурную деятельность, призванную быть эффективной, свободной, умелой, граждански зрелой, сознательно-активной5. П од таким 1 Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток, 1994. С. 46. 2См.: Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. С. 576. 3См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах /Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. С. 577. 4Маркаряп Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С. 24. s См.: ВятрЕ. Социология политических отношений. М., 1979. С. 231-235; Кейзеров И. Политическая и правовая культура личности. М., 1987. С. 180-185. 1 5 2 углом зрения правовая культура личности может рассматриваться и как культура ее социально-правовой активности, способствующая становлению демократического правового государства, в котором власть исходит от народа и к нему же возвращается. Правовая культура, таким образом, в структуре личности не только обеспечивает познание правовой действительности, но приобретает роль источника индивидуальной активности важного индикатора человеческой индивидуальности, в котором воплощаются, реализуются все возможности, свойства человека. Социальная активность — высшая форма проявления активности, заключающаяся в сознательной, целенаправленной деятельности личности, включенной в систему социальных связей, и характеризующая интенсивность, степень развития, меру этой деятельности. Роль социальной активности в жизни общества и каждого человека, интенсивное повышение ценности индивидуальной формы бытия этого феномена обусловили появление в последнее время серьезных философских и социологических исследований проблемы социальной активности. В структуре социальной активности выделяются производственная, общественная, политическая активность. Логически следовало ожидать выделения и специального исследования правовой активности. Однако эта категория признается и используется обычно только в качестве основания классификации форм осуществления права, определения степени участия субъектов в «работе» механизма правового регулирования» или в связи с формированием правосознания личности. В результате даже исследования, отличающиеся широкомасштабным подходом к личностной проблематике, ограничиваются постулированием важности социальной активности как одного из главных качеств современного человека и значимости воздействия права на это качество. Так, практически категория активности выпадает из околоправовой проблематики, воспринимается как исключительно философско-социологическая и политическая. |