знания населением законов, высокий уровень уважения норм права, их авторитета, качественное состояние процессов правотворчества и реализации права, специфические формы правовой деятельности, результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т. д.)212. Процесс выработки и распространения адекватной правовой культуры не является одно сторонним и зависит не только от развития государственности в правовом русле. Важнейшей его составляющей остается трансформация индивидуальной правовой культуры, индивидуального правосознания. По нашему мнению, здесь можно говорить о формировании правовой личности как особого типа личности . Само понятие правовой личности было введено еще в конце XIX начале XX веков, когда у философов и правоведов возникла потребность связать идею существования и развития правового государства с представлением о личности, обладающей специфическими свойствами. Такую личность назвали "правовой". К настоящему времени это понятие и связанная с ним проблематика не потеряли своей актуальности, так как не только в России, но и в странах, которые давно идут по пути построения правового государства, к концу XX века явно назрел кризис правосознания. Поэтому представляется не только интересным, но и полезным выяснить структуру и особенности правовой личности. Основное содержание понятия "правовой личности" было определено еще в начале 20 века Б. А. Кистяковским: правовая личность -это личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, это личность, наделенная всеми правами и свободно ими пользующаяся. Система правового государства предполагает рациональную включенность личности в политическую и социально-правовую деятельность, в борьбу за уважение своих неотчуждаемых прав, понимание своей ответственности за соблюдение зако212См. подробнее: Попов М.Ю. Философско-правовой анализ нормативного поведения личности в условиях российской модернизации // Журнал «Философия права». №2,2000. 13Смоленский М.Б., Дунаева H.H. Правовая культура и личность в контексте российской государственности. Ростов-на-Дону, 2002. С. 126. 105 |
Полнота возможностей для личности реализовывать и интериоризировать в свое сознание права и свободы в контексте субъективного права обретает свое максимальное раскрытие в правовом государстве, функционирование которого строго подчинено праву и ориентировано на соблюдение и защиту прав человека. Первый шаг на пути к реализации представлений о правах человека, свободе, равенстве и братстве людей, повидимому, состоит в необходимости облечь в плоть «скелет» из обших принципов прав человека. Характерной особенностью современных теорий демократии является четкий акцент, который делается на проблемах развития личности и реализации прав человека. При этом важнейшая роль отводится естественным правам и суверенной воле индивида. Современное правовое государство, независимо от его конкретной формы, безусловно должно признавать в силу своих базовых принципов так называемые субъективные публичные права, другими словами, права личной свободы. Четкое и ясное установление прав личности в ее отношениях с государством и ограничение прав государства над личностью, по-видимому, и составляет наиболее существенную и значительную характеристику идеала правовой государственности, выработанного европейской цивилизацией. Имманентным смыслом и целью почти всех общественно-политических движений в цивилизованных странах за последние два-три столетия является постепенное освобождение личности, расширение и укрепление ее прав, равно как и их признание и оформление со стороны государства. Однако процесс выработки и распространения адекватной правовой культуры не является односторонним и зависит не только от развития государственности в правовом русле. Важнейшей его составляющей остается трансформация индивидуальной правовой культуры, индивидуального правосознания. По нашему мнению, здесь можно говорить о формировании правовой личности как особого типа личности. Само понятие правовой личности было введено в социальный дискурс ещ е в конце XIX начале X X веков, когда у философов и правоведов возникла потребность связать идею существования и развития правового государства с представлением о личности, обладающей специфическими свойствами. Такой тип личности назвали "правовой личностью*'. К настоящему времени это понятие и связанная с ним проблематика не потеряли своей актуальности, так как не только в России, но и в странах, которые давно идут по пути построения правового государства, к концу X X века явно назрел кризис правосознания. Поэтому нам кажется интересным и полезным выяснить структуру и типологические характеристики правовой личности. О сновное содерж ание понятия "правовой личности" ещ е в начале X X века охарактеризовал Б.А. Кистяковский. С огласно его определению , правовая личность — это личность, дисциплинированная правом и уст о й чивым правопорядком, наделенная всеми правами и свободно ими пользующаяся. Система правового государства в качестве атрибутивной со ставляющей включает в себя рациональную задействованность личности в социально-правовой деятельности, в защите своих неотчуж даемы х прав, понимание ею своей персональной ответственности за соблю дение законов государством и каждым гражданином. Следовательно, на базе оп редел ения, данного Кистяковским, мы можем выделить и зафиксировать ряд ти пологических характеристик, присущ их правовой личности: осознанность своих прав как личности; осознанность свои х обязанностей перед другими лю дьми, социальными группами и общ еством; активность личности в пользовании своими правами и вы полнении своих обязанностей. Как мы уже пытались показать выше, правовая культура личности — это не прямая проекция или мини-вариант правовой культуры общ ества, х о тя, безусловно, меж ду первой и второй сущ ествует теснейшая связь. И нди |