Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 120]

оно содержит в себе некую нормативную концепцию, стимулирующую формирование специфических мотиваций к социально-политической активности определенного содержания.
Поскольку гражданское общество на той или иной стадии своего развития существует в качестве вписанной структуры в любом обществе, где действует частное право и охраняется правовая автономность личности, его можно, по-видимому, определить как особое социальное пространство, конституируемое взаимодействиями независимых друг от друга и от государства индивидов.
Так, согласно мнению Л.С.
Мамута, «гражданское общество есть действительно сообщество частных (неполитических) лиц, носителей частных целей и интересов» .
Следовательно, субъектом отношений гражданского общества, его основой и смысловым центром является индивид во всей полноте своих прав как носитель определенной социально-правовой инициативы.
Атрибутами такого индивида должны быть социальная и правовая активность, наличие осознанной позиции по отношению к обществу и праву, развитое правосознание и соответствующая ему личная правовая культура.
Формирование гражданского общества находится в прямой зависимости от развития в обществе идеи индивидуальной свободы, идеи человеческой личности вне зависимости от ее расы,
национальности, пола, возраста, вероисповедания как высшей социальной ценности.
Еще Г.В.Ф.
Гегель показал, что главную характеристику гражданского общества составляет отдельная личность, которая сама является целью себя самой.
И в настоящее время исследователи подчеркивают, что основными задачами гражданского общества являются соблюдение безопасности индивидов, защита частной собственности и личной свободы .
Возвращаясь к приведенной выше мысли З.Т.
Голенковой о нормативной составляющей понятия "гражданского общества", нельзя не усмотреть здесь связи с проблемой правовой
самореализаций личности.
Норма238Мамут Л.С.
Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность.
2002, № 5.
С.
94.

Кола Д.
Политическая социология /Пер.
с фр.; предисл.
А.Б.Гофмана.
М., 2001.
С.
301.

120
[стр. 225]

же время понятие гражданского общества имеет и нормативное измерение.
Можно сказать, что оно содержит в себе некую нормативную концепцию, стимулирующую формирование специфических мотиваций к социальнополитической активности определенного содержания.
Нам представляется, что нормативное измерение понятия ’’гражданское общество" именно в силу того, что оно обладает прямым выходом в сферу мотиваций социального действия, имеет особую значимость для исследований в области социального поведения, в частности, поведения в области права.
Нас будет интересовать прежде всего связь гражданского общества с определенным типом правовой культуры, с личностномотивационной составляющей правового поведения.
Поскольку гражданское общество на той или иной стадии своего развития существует в качестве вписанной структуры в любом обществе, где действует частное право и охраняется правовая автономность личности, его можно, по-видимому, определить как особое социальное пространство, конституируемое взаимодействиями независимых друг от друга и от государства индивидов.
Так, согласно мнению Л.С.Мамута, «гражданское общество есть действительно сообщество частных (неполитических) лиц, носителей частных целей и интересов»1.
Следовательно, субъектом отношений гражданского общества, его основой и смысловым центром является индивид во всей полноте своих прав как носитель определенной социально-правовой инициативы.
Атрибутами такого индивида должны быть социальная и правовая активность, наличие осознанной позиции по отношению к обществу и праву, развитое правосознание и соответствующая ему личная правовая культура.
Формирование гражданского общества находится в прямой зависимости от развития в обществе идеи индивидуальной свободы, идеи человеческой личности вне зависимости от ее расы,
на1 Мамут Л.С.
Гражданское общество и государство: проблема соотношения //Общественные науки и современность.
2002, № 5.
С.
94.


[стр.,226]

циональности, пола, возраста, вероисповедания как высшей социальной ценности.
Еще Г.В.Ф.
Гегель показал, что главную характеристику гражданского общества составляет отдельная личность, которая сама является целью себя самой.
И в настоящее время исследователи подчеркивают, что основными задачами гражданского общества являются соблюдение безопасности индивидов, защита частной собственности и личной свободы1.
Возвращаясь к приведенной выше мысли З.Т.
Голенковой о нормативной составляющей понятия "гражданского общества", нельзя не усмотреть здесь связи с проблемой правовой
самореализации личности.
Н ормативное содержание идеи гражданского общества как типа социальной системы, становление и само существование которой впрямую зависят от правовой самореализации индивидов, от их правосознания, правовой культуры и отражающего их качества поступков, направлено на формирование адекватной идеалу гражданского общества личностной ориентации, которая бы воплощалась в конкретных мотивациях и установках.
В настоящее время формирование гражданского общества в России рассматривается как официальная цель проводимых в стране реформ.
Представляется, однако, что утвердившиеся в западном цивилизованном мире принципы социальной организации правового государства, граж данского общества подкреплялись соответствующим наличествующим там типом правовой культуры, основой которой были закрепленные в сознании граждан ценности свободы личности, прав человека.
В России ситуация гораздо сложнее, поскольку здесь речь идет о коренной ломке традиционного, архетипического в своих основах правопонимания и более того самих этнокультурных оснований системы ценностей.
Традиционалистски ориентированные отечественные мыслители отрицают возможность подобной ломки.
Например, по мнению А.
Дугина «гражданского общ ества 1 Кола Д.
Политическая социология /Пер.
с фр.; предисл.
А.Б.Гофмана.
М., 2001.
С.
301.

[Back]