Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 124]

форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при существовании свободных личностей — субъектов права.
И только там, где индивиды свободны и, следовательно, ответственны, в принципе возможны правовые отношения и правопорядок вообще.
А.
И.
Ильин по этому поводу замечал, что честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения.
Нет этого и нет правосознания.
Человек превращается из гражданина в плута, в ловчилу, в авантюриста.
Он не опора правопорядка, а живая брешь в нем.
Настоящее государство держится не принуждением и не страхом, а свободной лояльностью своих граждан42.
Правопорядок держится адекватными правосознанием и
правовым поведением граждан, а не деформированными.
Отсутствие юридического стержня homo juridicus в правосознании и
правовом поведении россиян определяет пассивное отношение граждан к фактам попрания их прав и свобод.
Низкая правовая культура населения обусловливает соответствующую правовую культуру должностных лиц.
В свою очередь, низкая правовая культура должностных лиц усугубляется отсутствием в политической практике реальной ответственности госслужащего за нарушение права и неуважение к нему.
Демократия
есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за партнерскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть.
Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления.

Как подчеркивает Т.И.
Заславская, «тесно связанные между собой институты гражданского общества и прав человека наиболее очевидно обращены к человеку и гражданину.
Именно эти социальные институты определяют «человеческое лицо» или, наоборот, «противочеловеческий оскал» той или иной системы.
Взятые вместе, они характеризуют возможность
людей выражать и эффективно отстаивать свои интересы, иными словами, степеньреального демократизма общества» .
242 Ильин А.И.
Наши задачи.
Историческая судьба и будущее России.
М., 1992.
С.
183-184.

243 Заславская Т.И.
Инновационно-реформаторский потенциал России и, проблем
124
[стр. 131]

ководствовались следующими основополагающими принципами: верховенство закона; разделение властей; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; свобода совести; свобода слова, собраний, ассоциаций; гарантии государственной защиты прав человека.
Возникает естественный вопрос: "Если все эти принципы записаны в Конституции Российской Федерации 1993 г., почему же они до сих пор не реализуются в полной мере?".
Отвечая на этот вопрос, мы можем назвать множество разных причин исторического и культурного порядка.
Отметим, по нашему разумению, наиболее важные их них.
Во-первых, речь идет о слабости гражданского общества и его основных институтов, слабости российской демократии.
Отвечая "критикам демократии", К.
Поппер заметил: "Демократические институты не могут улучшаться сами —их улучшение зависит от нас.
Проблема улучшения демократических институтов это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами"1.
В самом деле, любая демократия есть не что иное как постоянная борьба граждан за свои права, за партнерскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть.
Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления.

И к сожалению, уровень правового мышления, обнаруживаемый большинством наших соотечественников, не радует.
Все больше проявляется в ходе опросов тоска по «сильной руке» и равнодушие к ценностям правового государства.
Так, выбирая между стабилизацией общественных отношений в стране любыми средствами, с одной стороны, и незыблемостью принципов права с другой, 59,1 % опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5 % второму.
За стабилизацию общественных отношений даже ценой нарушения законности и гражданских свобод выступает прежде всего стар1Поппер К.
Открытое общество и его враги.
М., 1992.
С.
167.


[стр.,230]

личных социальных сфер и массовая ориентация людей просто на физическое выживание тормозят развитие новой правовой культуры.
Материально обездоленное население не может быть субъектом права.
Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при существований-свободных личностей субъектов права.
И только там, где индивиды свободны и, следовательно, ответственны, в принципе возможны правовые отношения и правопорядок вообще.
А.И.
Ильин по этому поводу замечал, что честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения.
Нет этого и нет правосознания.
Человек превращается из гражданина в плута, в ловчилу, в авантюриста.
Он не опора правопорядка, а живая брешь в нем.
Настоящее государство держится не принуждением и не страхом, а свободной лояльностью своих граждан'.
Правопорядок держится адекватными правосознанием и
правовой культурой граждан, а не деформированными.
Отсутствие юридического стержня homo juridicus в правосознании и
правовой культуре россиян определяет пассивное отношение граждан к фактам попрания их прав и свобод.
Низкая правовая культура населения обусловливает соответствующую правовую культуру должностных лиц.
В свою очередь, низкая правовая культура должностных лиц усугубляется отсутствием в политической практике реальной ответственности госслужащего за нарушение права и неуважение к нему.
Демократия
представляет собой не что иное как постоянную борьбу граждан за свои права, за партнерскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть.
Становление социального пространства, принципом организации которого была бы такая борьба, невозможно без роста гражданской и правовой активности людей, уровня культуры и, в частности, правового образования, нравственности и правового мышления.
1 См.: Ильин А.И.
Наши задачи.
Историческая судьба и будущее России.
М., 1992.
С .183-184.


[стр.,231]

Как подчеркивает Т.И.
Заславская, «тесно связанные между собой институты гражданского общества и прав человека наиболее очевидно обращены к человеку и гражданину.
Именно эти социальные институты определяют «человеческое лицо» или, наоборот, «противочеловеческий оскал» той или иной системы.
Взятые вместе, они характеризуют возможность
людей выражать и эффективно отстаивать свои интересы, иными словами, степень реального демократизма общества»1.
Следовательно, до тех пор, пока правовая культура российских граждан не обретет необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не превратится в нравственную потребность, в идею, способную объединить общество вокруг задачи правового, политического, социального, экономического и культурного созидание, не могут быть реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека2.
Многие исследователи, как было показано выше, разделяют аксиоло* гический подход к определению правовой культуры через систему норм и ценностей общества.
Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна.
Одна из причин низкой правовой культуры современного общества низкий уровень нравственности, без повышения которого невозможно добиться состояния правокультурности3.
В формировании демократического, свободного, правового, гражданского общества западных государств важное место занимал принцип субсидиарности (subsidium (лат.) помощь, поддержка, защита).
Истоки идеи субсидиарности уходят своими корнями в основы христианского социального 1 Заславская Т.И.
Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы
гражданского общества //Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития.
М.: ООО «Северо-Принт», 2001.
С.26.
2 Аринин А.И.
Права и свободы человека и эффективное развитие России //Общественные науки и современность.
2002.
№1.
С.
69-70.
3 Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научной конференции) //Государство и право.
2001, №10.
233

[Back]