129 вого поведения. Именно в личностную культуру человека вписаны культурные традиции права и политики, неразрывно связанные с другими сферами культуры общества . Общеизвестно, что обязательным признаком гражданского общества является приоритет интересов человека, гражданина над интересами государства. Такое общество ориентируется на права, свободы и интересы человека и гражданина в своей деятельности, провозглашая их приоритет по отношению к другим материальным ценностям. Предполагается, что именно такой подход и призван служить барьером на пути всевластия государства его органов и должностных лиц, препятствовать поглощению государством общества, как это происходило в условиях тоталитарных режимов. В гражданском обществе заложены новые формы взаимоотношения индивида и государства, которые, с одной стороны, предполагают тесное взаимодействие друг с другом, с другой -разграничение сфер деятельности, которое выражается формулой авторитет власти суверенитет личности. Изложенное делает закономерным вывод относительно того, что через призму соотношения гражданского общества и правового государства просматривается такая модель правового поведения, которая состояла бы в диалоге власти и человека: и основывалась на принципе личнои инициативы; опиралась на сознание индивидом собственной ценности и правового статуса; содержала в качестве основного нормативного предписания реальное уважение к закону и готовность его неукоснительно соблюдать . В периоды институциональной трансформации общества обычно происходит актуализация правосознания. Дело в том, что такие периоды сопровождаются особым психологическим состоянием масс, тоской о прошлой правовой системе у одних, надеждами на формирование более "справедли252 См.: Попов М.Ю. Правовая социализация и ее место в структуре социализации личности // Социальногуманитарные знания. Ростов-на-Дону, 2005. 2 3 Бачинин В.А. Антропосоциология анормативного поведения // Общественные науки и современность. 2001. №3. С. 98. |
гражданского общества неразрывно связано с развитием идеи индивидуальной свободы, признания самоценности каждой отдельно взятой личности. Ведь именно личность с системой сформировавшихся правовых представлений и предпочтений является реальным субъектом правовой культуры и правового поведения. Именно в личностную культуру человека вписаны культурные традиции права и политики, неразрывно связанные с другими сферами культуры общества. Общеизвестно, что обязательным признаком гражданского общества является приоритет интересов человека, гражданина над интересами государства. Такое общество ориентируется на права, свободы и интересы человека и гражданина в своей деятельности, провозглашая их приоритет по отношению к другим материальным ценностям. Предполагается, что именно такой подход и призван служить барьером на пути всевластия государства, его органов и должностных лиц, препятствовать поглощению государством общества, как это происходило в условиях тоталитарных режимов. В гражданском обществе заложены новые формы взаимоотношения индивида и государства, которые, с одной стороны, предполагают тесное взаимодействие друг с другом, с другой разграничение сфер деятельности, которое выражается формулой авторитет власти суверенитет личности. Изложенное делает закономерным вывод относительно того, что через призму соотношения гражданского общества и правового государства просматривается такая модель правового поведения, которая состояла бы в диалоге власти и человека: основывалась бы на принципе личной инициативы; опиралась бы на сознание индивидом собственной ценности и правового статуса; содержала бы в качестве основного нормативного предписания реальное уважение к закону и готовность его неукоснительно соблюдать. Необходимость совершенствования правовой культуры и правопонимания в современном российском обществе диктуется не только требованиями конституирования пространства гражданского общества. Усложнение условий современной жизни и возрастание числа угроз, связанных с хаотическим поведением (использование атомной энергии, ядерного оружия, химических производств, возникновение глобальных экономических связей и экологических проблем, т.п.) приводит к возрастанию роли и ценности права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное человеческое общежитие. Соответственно, должно совершенствоваться и правопонимание как ментальное условие благополучного существования индивида, его коллективных образований, всего общества. Кроме того, в периоды институциональной трансформации общества обычно происходит актуализация правосознания. Дело в том, что такие периоды сопровождаются особым психологическим состоянием масс, тоской о прошлой правовой системе у одних, надеждами на формирование более "справедливой" у других. В период объективно возникающего институционального вакуума, когда старая система институтов уже не может регулировать новые по типу взаимоотношения, а новые еще не полностью сформировались, в общественном сознании возникают идеализированные представления о правовой системе будущего. "Известно, что кризисные периоды в жизни общества чреваты переоценкой прежних и бурным расцветом новых идей, порой недолговечных, но увлекающих слушателей. Кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, которые изучают стабильные, устойчивые явления и процессы. К ним относится и юриспруденция. Ведь нормы права островки стабильности в меняющемся мире; правовые системы в принципе малоподвижны; они меняются «скачками», порой опережая события, но большей частью отставая от текущей жизни. Меняются и представления о праве, причем именно кризисные ситуации способны выявить, подчас в неожиданном ракурсе, все позитивное и негативное в теоретических построе |