Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 131]

ществом", демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой, является первостепенной.
Без этого "хорошие" законы не будут работать, а наиболее "деятельные" общественные субъекты будут постоянно уклоняться от выполнения закономерных требований и обязательств .
Поэтому развитие правовой культуры в современной России является процессом повышенной общественной значимости.
Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новым социальным (экономическим, политическим и духовным) связям и взаимодействиям.
Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: 1) механизмов их реализации и 2) адекватной правовой культуры и правосознания.
Это актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правового поведения и значительно более
257 высокой правовой культуры граждан .
Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции ее носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правового поведения, заведомо ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении.

Следует отметить, что необходимость повышения своей правовой компетентности осознается в настоящее время подавляющим большинством россиян.
Так, 96 % опрошенных убеждены в необходимости повышения своей правовой компетентности, понимают важность овладения элементарной правовой грамотностью.
По данным И.
Михайловской, более трети опрошенных 131 V / Овчинников А.И.
Глобализация и идея универсального правопорядка в современном юридическом мышлении // Журнал «Правовая политика и правовая жизнь».
№2 (15), 2004.
С.
49.
257 См.: Федотова Ю.А.
Модель культурной социализации активной личности: факторы формирования и вектор трансформации.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук по научной специальности 22.00.06.
На правах рукописи.
Ростов-на-Дону, 2004.
[стр. 238]

ниях и постулатах, которые казались до этого бесспорными"1.
По мере развития общества и мировой цивилизации формальное право и юридическое мировоззрение занимают все более прочные позиции в институциональной и регулятивной структуре общества и выполняют все возрастающие по значимости функции осознанного обеспечения взаимной ответственности, уважения интересов, согласованности взаимодействия2.
Итак, правовое сознание, включающее в себя правопонимание, выступает в переходный период жизни общества одной из важнейших форм общественного сознания, порождая программы совершенствования сложившихся правовых систем.
Оно, по большому счету, способно как ускорить, так и отторгнуть внедрение юридических новаций.
Поэтому для России проблема формирования правосознания и правового поведения, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность сохранять самобытность, но стать в то же время "открытым обществом", демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой и развитым гражданским сектором, является первостепенной.
Развитие правовой культуры в современной России является
поэтому процессом повышенной общественной значимости.
Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новым социальным (экономическим, политическим и духовным) связям и взаимодействиям.
Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: 1) механизмов их реализации и 2) адекватной правовой культуры и правосознания.
Это актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правового поведения и значительно более
высокой правовой культуры граждан.
1Кудрявцев В.Н.
О иравопонимании и законности //Государство и право.
1994.
№3.
С.З.
2См.
труды Пстражицкого Л., Рейснера М., Фарбера И.
и др.


[стр.,239]

Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции ее носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правового поведения, заведомо ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении.
Всего этого не достичь “наскоком”, изданием “декретов” или применением репрессивных санкций.
Культура, как и природа, имеет свои “естественные законы произрастания”, и поэтому, при всей революционности происходящих в стране перемен применительно к правовой культуре можно корректно говорить только о “развитии”, но никак не о “создании нового”.
А это развитие, безусловно, подразумевает и сохранение чего-то прежнего, что вовсе не подготовлено для рационалистического правового “культивирования”.
Поэтому и исследователям, и практикам-юристам необходимо сознавать, что правовая культура не просто требует совершенствования, она нуждается в постоянной и неусыпной заботе, в больших осмысленных программах, планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы.
Но так ли безоговорочно господствуют в культуре мягкие, эволюционные процессы? Действительно ли, как доказывают социологи, нужно мыслить временными категориями размахом в три-четыре поколения, чтобы представить себе формирование принципиально более совершенной правовой культуры, отвечающей совершенно новым стандартам права и общественных отношений? Видимо, это не совсем так, поскольку правовая культура и само право, в частности, законы, являются частями одной системы и взаимно “подпитывают” друг друга, ускоряя развитие как позитивных, так и негативных процессов.

[Back]