ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137 Наше исследование правовой культуры как социально-философского феномена привело нас к определенным результатам, на основании которых представляется возможным сделать следующие выводы. Несмотря на то, что в отечественной научной литературе концепт правовой культуры функционирует преимущественно в узких границах правоведческого и философско-правового дискурса в ряду таких понятий, как правосознание, правопонимание, правовое поведение, имеется пока слабо реализованная возможность использования его в социологической перспективе. Это предполагает сближение и пересечение применительно к предмету исследования дисциплинарных рамок правоведения, философии права и социологии. Известную трудность при попытке осуществления социальнофилософского анализа правовой культуры составляет неразработанность методологии для исследований такого рода. Правовая культура как предмет научного рассмотрения, традиционно принадлежащий правоведению, обычно исследуется в его методологической парадигме, которая, по мнению иссле* дователей, несет на себе печать недостатка методологической рефлексии. Применение к изучению правовой культуры методов и подходов современной теоретической социологии, как нам представляется, имеет значительный эвристический потенциал, поскольку позволяет выявить влияние разнообразных социокультурных детерминант, включить в анализ такие категории, как менталитет, социокультурные архетипы, исследовать правовую культуру в ракурсе социального структурирования. Подведем краткие итоги нашего исследования. В ходе проделанной работы мы рассмотрели содержательные аспекты понятия правовой культуры. Правовая культура представляет собой специфический социальный феномен, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Поэтому правовая культура не только играет в общест |
Наше исследование правовой культуры как социального феномена привело нас к определенным результатам, на основании которых представляется возможным сделать следующие выводы. Несмотря на то, что в отечественной научной литературе концепт правовой культуры функционирует преимущественно в узких границах правоведческого и философско-правового дискурса в ряду таких понятий, как правосознание, правопонимание, правовое поведение, имеется пока слабо реализованная возможность использования его в социологической и социокультурной перспективе. Это предполагает сближение и пересечение применительно к предмету исследования дисциплинарных рамок правоведения и социологии культуры. Известную трудность при попытке осуществления социокультурного анализа правовой культуры составляет неразработанность методологии для исследований такого рода. Правовая культура как предмет научного рассмотрения, традиционно принадлежащий правоведению, обычно исследуется в его методологической парадигме, которая, к сожалению, несет на себе явную печать недостатка методологической рефлексии современного уровня и до сих пор за редкими исключениями строится на основе мыслительных стандартов и клише формационного подхода. Применение к изучению правовой культуры методов и подходов современной теоретической социологии и теории культуры, как нам представляется, имеет значительный эвристический потенциал, поскольку позволяет выявить влияние на формирование исторически конкретного типа правовой культуры разнообразных социокультурных детерминант, включить в анализ такие категории, как менталитет, социокультурные архетипы, исследовать правовую культуру в ракурсе социального структурирования. С целью достигнуть необходимой полноты рассмотрения мы обосноваЗАКЛЮЧЕНИЕ 265 |