Учитывая опыт, имеющийся в литературе, И.А. Иванников предложил следующее определение правовой культуры: правовая культура это одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение . Итак, понятие правовой культуры, если подходить к нему с точки зрения его дисциплинарной принадлежности, относится, в первую очередь, к научному тезаурусу правоведения, теории и философии права. Обычно в рамках правоведческого дискурса его соотносят с такими понятиями, как правосознание, правовое поведение, правопонимание, и стремятся провести между ними продуктивные смысловые дистинкции. Однако в то же время правовая культура представляет собой составляющую системы культуры в целом и тем самым подпадает под действие общекультурных закономерностей и под изучение социологии10. Социальнофилософское исследование правовой культуры предполагает ее рассмотрение в качестве социального феномена, что, в свою очередь, диктует определенные парадигматические параметры и методологические принципы, определенные, свойственные именно социологии, ракурсы и подходы, отличные от правоведческих и философско-правовых. Социолога, изучающего правовую культуру, интересуют, прежде всего, ее институциональные характеристики, место в социетальной системе, связи с институтом права и другими институтами общества, а также се функционирование в едином комплексе социальных регуляторов. Правовую культуру конкретного общества можно анализировать также как совокупность когнитивных структур и как составную часть жизненного мира человека. Социально-философское исследование правовой культуры, наконец, должно затрагивать такие важные, собственно социологические предметные области, как проблемы социальной детерминации культурно4 9Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2001. С. 295. 10Смоленский М.Б. Правовая культура; опыт социокультурного анализа. Ростов н/Д., 2002. С. 6. |
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМ ЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Понятие правовой культуры, если подходить к нему с точки зрения его дисциплинарной принадлежности, относится в первую очередь к науч^ ному тезаурусу правоведения, теории и философии права. Обычно в рамках правоведческого дискурса его соотносят с такими понятиями, как правосознание, правовое поведение, правопонимание, и стремятся провести между ними продуктивные смысловые дистинкции. Однако в то же время правовая культура представляет собой составляющую системы культуры в целом, и тем самым подпадает под действие общекультурных закономерностей и под изучение социологии культуры. Социокультурное исследование правовой культуры предполагает, естественно, ее рассмотрение в качестве социального феномена, что, в свою очередь, диктует определенные парадигматические параметры и методологические принципы, определенные, свойственные именно социологии, ракурсы и подходы, отличные от правоведческих и философско-правовых. Социолога, изучающего правовую культ)'ру, интересуют прежде всего ее институциональные характеристики, место в социетальной системе, связи с институтом права и другими институтами общества, а также ее функционирование в едином комплексе социальных регуляторов. Правовую культуру конкретного общества мож* но анализировать также как совокупность когнитивных структур в парадигме постструктурализма и как составную часть жизненного мира человека в парадигме феноменологической социологии. Социокультурное исследование правовой культуры, наконец, должно затрагивать такие важные собственно социологические предметные области, как проблемы социальной детерминации культурно-правовых явлений, этнопсихологические и архетипические основания правового менталитета и правовой культуры. V* « 21 |