прежних институциональных практик . Вне всякого сомнения, полагают отечественные исследователи, правовую культуру можно интерпретировать как совокупность когнитивных схем, сферой приложения которых является конституирование социальных практик, прямо или косвенно связанных с правовой регламентацией. Правовое пространство общества, включающее в себя правовую культуру, можно представить как систему различий, которые воспроизводятся в виде объективных и субъективных структур. Правовой порядок — в значительной степени также и порядок ментальный, не сводимый к своим вещественным составляющим и существующий по большей части в виде социальных представлений, заключенных в каждом социальном агенте. Поэтому правовые отношения, как и все иные, всегда символичны. Индивидуальная или групповая правовая культура определяется, согласно этой методологии, когнитивно-оценочными кодами (схемами классификаций), необходимыми для понимания смысла правовых действий. «Посредством указанных схем «агенты классифицируют сами себя и позволяют квалифицировать» . Такие схемы выступают своего рода инкорпорированными «моделями» или «программами» правовых практик, интериоризированными в виде правовых установок, ставших личностными свойствами в результате социализации и усвоения правовых Т1™лч42норм . На наш взгляд, исследование символической когнитивно-ментальной структуры правовой культуры дает ключ к пониманию особенностей правового пространства. Это переводит исследование правовой культуры на качественно новый уровень. Обнаружение базовых когнитивных структур правовой культуры, исследование эволюции их содержания в сопряжении с социальными практиками позволяет выявить специфику правовой культуры тот или иного конкретного общества. Таким образом, намеченные выше контуры осмысления правовой куль40Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов н/Д., 2002. С. 17. 41Бурдье П. Начала. Chases dites. С. 194. 42 Плешаков А.П. Современная российская государственность: социальный статус, нормативно-ценностные императивы и легитимация. Дис д.с.н. Саратов, 2002. С. 202. |
Вне всякого сомнения, правовую культуру можно интерпретировать как совокупность когнитивных схем, сферой приложения которы х является конституирование социальны х практик, прямо или косвенно связанны х с правовой регламентацией. П равовое пространство общ ества, вклю чаю щ ее в себя правовую культуру, м ож но представить как систему различий, которые Ф' воспроизводятся в виде объективных и субъективных структур. П равовой порядок в значительной степени также и порядок ментальны й, не сводимый к своим вещ ественным составляю щ им и сущ ествую щ ий по больш ей части в виде социальны х представлений, заклю ченных в каж дом социальном агенте. П оэтому правовые отношения, как и все иные, всегда символичны, а действия повиновения закону суть когнитивные акты . А генты правового поля постоянно борю тся за обладание символическими ресурсами, подвергаясь при этом давлению базовых символических кодов построения правовой реальности. И сследование форм осмысления и конструирования ♦ правовой реальности предполагает изучение субъективны х схем восприятия и оценивания когнитивных структур правового пространства. И ндивидуальная или групповая правовая культура определяется, согласно этой методологии, когиитивно-оценочными кодами (схемами классификаций), необходимыми для понимания смысла правовых действий. П осредством указанны х схем "агенты классифицируют сами себя и позволяю т квалифицировать"1. Такие схемы выступают своего рода инкорпорирован£• ными "моделями" или "программами" правовых практик, интериоризированными в виде правовых установок, ставших личностны ми свойствам и в результате социализации и усвоения правовых норм. М ож но попы таться выявить специфику пространства правовой культуры на основе понятия "правового поля". П ространство правовой культуры сущ ествует не само по себе, а "вписано" в универсальное правовое поле. 1Бурдье /7. Начала. Chases elites. С. 194. 33 Происхождение права связано с необходимостью преодоления беспорядка и выявления критериев согласованного взаимодействия многих людей в ходе реализации ими разнообразных целей. Такого рода согласование целей способствует установлению порядка, означающего предсказуемость действий, которые начинают.пониматься как выполнение обязательств. Репрезентация права как средства всеобщей связи в процессе целедостижения (преодоления беспорядка и оформления социального порядка) неизбежно актуализирует исследовательский интерес к коммуникативным (социокультурным) аспектам правового пространства, ибо эффективная устойчивость правовых структур, а следовательно и всего общества оказывается возможной лишь тогда, когда право приобретет характер символического посредника. Правовая культура может быть представлена как “матрица” с неограниченным числом ячеек, причем накапливаемая информация никогда не стирается, а только меняет свой код (т.е. в данный момент та или иная характеристика правовой культуры может быть значимой, а в другое время несущественной). В таком историческом аспекте можно говорить о трех уровнях: элементы “прошлого”, “недавнего прошлого” и “настоящего”. На эту схему накладывается и другая, включающая в себя два уровня: “ядро” (доминирующий уровень) и “периферия” (второстепенный). Здесь следует сразу оговориться, что в правовую культуру включены, прежде всего, те элементы, которые оказались наиболее устойчивыми, распространенными и долговременно функционирующими. Именно они и составляют так называемое “ядро” правовой культуры. Есть и не столь значимые элементы, проявляющиеся под воздействием сложившейся ситуации на определенном коротком временном отрезке, которые тем не менее тоже важны для понимания правовой культуры в целом. На наш взгляд, исследование символической когнитивно-ментальной структуры правовой культуры дает ключ к пониманию особенностей социокультурной динамики правового пространства. Это пере водит исследование правовой культуры на качественно новый уровень. Обнаружение базовых когнитивных структур правовой культуры, исследование эволюции их содержания в сопряжении с социальными практиками позволяет выявить специфику правовой культуры того или иного конкретного общества. В соответствии с обозначенной методологией исследования социокультурных феноменов правовая культура составляет символический способ интеграции правового пространства и общества в целом. Базовые когнитивно-ментальные структуры (взаимосвязанная целостность символических схем правового поведения) составляют ядро правовой культуры любого общества. Намеченные выше контуры осмысления правовой культуры позволяют в известной мере объединить социологические и правоведческие исследования. При решении подобных задач, нацеленных на выявление роли символических кодов в структурировании правового и социального пространства, наиболее перспективной видится методология концептуального анализа правовой культуры, основанная на когнитивных приемах и направленная на мыслительную реконструкцию структур смысла правовых практик посредством изучения исторической среды и семантического поля правовых понятий. Такая методология способна не только органично дополнить исследовательскую стратегию изучения когнитивно-ментальных оснований правовой культуры, но и открыть для нее новые научные горизонты. 1.2. Правовая культура в системе социальных институтов Согласно современным теоретико-социологическим представлениям, любая человеческая деятельность, повторяясь, подвергается габитуализации (т.е. опривычиванию). Это происходит потому, что повторяемость структурирует действие па инвариантные моменты, которые становятся образцом, воспроизводимым затем с меньшими усилиями. Когда опривы |