Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 27]

прежних институциональных практик .
Вне всякого сомнения, полагают отечественные исследователи, правовую культуру можно интерпретировать как совокупность когнитивных схем, сферой приложения которых является конституирование социальных практик, прямо или косвенно связанных с правовой регламентацией.
Правовое пространство общества, включающее в себя правовую культуру, можно представить как систему различий, которые
воспроизводятся в виде объективных и субъективных структур.
Правовой порядок — в значительной степени также и порядок ментальный, не сводимый к своим вещественным составляющим и существующий по большей части в виде социальных представлений, заключенных в каждом социальном агенте.
Поэтому правовые отношения, как и все иные, всегда символичны.

Индивидуальная или групповая правовая культура определяется, согласно этой методологии,
когнитивно-оценочными кодами (схемами классификаций), необходимыми для понимания смысла правовых действий.
«Посредством указанных схем «агенты классифицируют сами себя и позволяют квалифицировать» .
Такие схемы выступают своего рода
инкорпорированными «моделями» или «программами» правовых практик, интериоризированными в виде правовых установок, ставших личностными свойствами в результате социализации и усвоения правовых Т1™лч42норм .
На наш взгляд, исследование символической когнитивно-ментальной структуры правовой культуры дает ключ к пониманию особенностей
правового пространства.
Это переводит исследование правовой культуры на качественно новый уровень.
Обнаружение базовых когнитивных структур правовой культуры, исследование эволюции их содержания в сопряжении с социальными практиками позволяет выявить специфику правовой культуры
тот или иного конкретного общества.
Таким образом, намеченные выше контуры осмысления правовой куль40Смоленский М.Б.
Правовая культура: опыт социокультурного анализа.
Ростов н/Д., 2002.
С.
17.
41Бурдье П.
Начала.
Chases dites.
С.
194.
42 Плешаков А.П.
Современная российская государственность: социальный статус, нормативно-ценностные императивы и легитимация.
Дис д.с.н.
Саратов, 2002.
С.
202.
[стр. 33]

Вне всякого сомнения, правовую культуру можно интерпретировать как совокупность когнитивных схем, сферой приложения которы х является конституирование социальны х практик, прямо или косвенно связанны х с правовой регламентацией.
П равовое пространство общ ества, вклю чаю щ ее в себя правовую культуру, м ож но представить как систему различий, которые
Ф' воспроизводятся в виде объективных и субъективных структур.
П равовой порядок в значительной степени также и порядок ментальны й, не сводимый к своим вещ ественным составляю щ им и сущ ествую щ ий по больш ей части в виде социальны х представлений, заклю ченных в каж дом социальном агенте.
П оэтому правовые отношения, как и все иные, всегда символичны,
а действия повиновения закону суть когнитивные акты .
А генты правового поля постоянно борю тся за обладание символическими ресурсами, подвергаясь при этом давлению базовых символических кодов построения правовой реальности.
И сследование форм осмысления и конструирования ♦ правовой реальности предполагает изучение субъективны х схем восприятия и оценивания когнитивных структур правового пространства.
И ндивидуальная или групповая правовая культура определяется, согласно этой методологии,
когиитивно-оценочными кодами (схемами классификаций), необходимыми для понимания смысла правовых действий.
П осредством указанны х схем "агенты классифицируют сами себя и позволяю т квалифицировать"1.
Такие схемы выступают своего рода
инкорпорирован£• ными "моделями" или "программами" правовых практик, интериоризированными в виде правовых установок, ставших личностны ми свойствам и в результате социализации и усвоения правовых норм.
М ож но попы таться выявить специфику пространства правовой культуры на основе понятия "правового поля".
П ространство правовой культуры сущ ествует не само по себе, а "вписано" в универсальное правовое поле.
1Бурдье /7.
Начала.
Chases elites.
С.
194.
33

[стр.,34]

Происхождение права связано с необходимостью преодоления беспорядка и выявления критериев согласованного взаимодействия многих людей в ходе реализации ими разнообразных целей.
Такого рода согласование целей способствует установлению порядка, означающего предсказуемость действий, которые начинают.пониматься как выполнение обязательств.
Репрезентация права как средства всеобщей связи в процессе целедостижения (преодоления беспорядка и оформления социального порядка) неизбежно актуализирует исследовательский интерес к коммуникативным (социокультурным) аспектам правового пространства, ибо эффективная устойчивость правовых структур, а следовательно и всего общества оказывается возможной лишь тогда, когда право приобретет характер символического посредника.
Правовая культура может быть представлена как “матрица” с неограниченным числом ячеек, причем накапливаемая информация никогда не стирается, а только меняет свой код (т.е.
в данный момент та или иная характеристика правовой культуры может быть значимой, а в другое время несущественной).
В таком историческом аспекте можно говорить о трех уровнях: элементы “прошлого”, “недавнего прошлого” и “настоящего”.
На эту схему накладывается и другая, включающая в себя два уровня: “ядро” (доминирующий уровень) и “периферия” (второстепенный).
Здесь следует сразу оговориться, что в правовую культуру включены, прежде всего, те элементы, которые оказались наиболее устойчивыми, распространенными и долговременно функционирующими.
Именно они и составляют так называемое “ядро” правовой культуры.
Есть и не столь значимые элементы, проявляющиеся под воздействием сложившейся ситуации на определенном коротком временном отрезке, которые тем не менее тоже важны для понимания правовой культуры в целом.
На наш взгляд, исследование символической когнитивно-ментальной структуры правовой культуры дает ключ к пониманию особенностей
социокультурной динамики правового пространства.
Это пере

[стр.,35]

водит исследование правовой культуры на качественно новый уровень.
Обнаружение базовых когнитивных структур правовой культуры, исследование эволюции их содержания в сопряжении с социальными практиками позволяет выявить специфику правовой культуры
того или иного конкретного общества.
В соответствии с обозначенной методологией исследования социокультурных феноменов правовая культура составляет символический способ интеграции правового пространства и общества в целом.
Базовые когнитивно-ментальные структуры (взаимосвязанная целостность символических схем правового поведения) составляют ядро правовой культуры любого общества.
Намеченные выше контуры осмысления правовой
культуры позволяют в известной мере объединить социологические и правоведческие исследования.
При решении подобных задач, нацеленных на выявление роли символических кодов в структурировании правового и социального пространства, наиболее перспективной видится методология концептуального анализа правовой культуры, основанная на когнитивных приемах и направленная на мыслительную реконструкцию структур смысла правовых практик посредством изучения исторической среды и семантического поля правовых понятий.
Такая методология способна не только органично дополнить исследовательскую стратегию изучения когнитивно-ментальных оснований правовой культуры, но и открыть для нее новые научные горизонты.
1.2.
Правовая культура в системе социальных институтов Согласно современным теоретико-социологическим представлениям, любая человеческая деятельность, повторяясь, подвергается габитуализации (т.е.
опривычиванию).
Это происходит потому, что повторяемость структурирует действие па инвариантные моменты, которые становятся образцом, воспроизводимым затем с меньшими усилиями.
Когда опривы

[Back]