Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 34]

ния.
Как следствие возникают устойчивые правовые отношения между участниками общественно-исторического процесса.
Данные отношения становятся необходимой формой упорядочивания общественного строя и только затем выражаются и закрепляются в текстах нормативных актов5 .
В то же время правовая культура заключена в информации, содержащейся во всей совокупности нормативных юридических актов, действующих в определенном государстве, т.е.
в культуре законодательства.
В основе культуры поведения и культуры законодательства лежат общепризнанные правовые принципы и ценности, созданные обществом на конкретном этапе его развития, что и образует определенный стандарт правовой культуры.
В конкретно-историческом процессе развития права культура поведения либо культура законодательства, приобретая статус первичного начала, начинает доминировать.
Правовые отношения в обществе находятся в постоянной динамике, вследствие чего изменяется сама культура общества: развиваются человеческие знания, выдвигаются новые ценности, устанавливаются новые программы правовой деятельности.
В сознании людей формируется новый правовой идеал, к которому они стремятся в реальном положении, невзирая на «старые» юридические нормы.
В реальной жизни все больше углубляется разрыв между поведением людей и требованиями законодательства.
Указанный процесс, зарождаясь в виде различия между правовой культурой поведения и культурой законодательства, постепенно перерастает в противоречие.
Если побеждает новая правовая культура поведения, то старое законодательство.
По мнению зарубежных исследователей, концепция правовой культуры "суммирует” те характерные черты правовых институтов, которые отличаются друг от друга даже в западных индустриальных странах.
Эти институциональные признаки отчасти установлены самим правом: виды судов и их компетенция; мера легализма, т.е.
степень связанности публичной администрации и частных организаций точными
юридическими нормами; глубина 51 Матузов Н.И.
Право в системе социальных норм // Известия Вузов.
Правоведение.
1996.
№ 2.
С.
145.
34
[стр. 242]

та государства и постоянная протекция его органов, а все это, в свою очередь, невозможно без преемственности, основанной на выверенной и стимулирующей социальную конкурентность законодательной базе.
Другая сторона “приживаемости” установленных законом норм и стимулов социальной и экономической активности действенность самого правового механизма, в немалой степени зависящая от квалификационной подготовки, социальных ценностей и инициативы юристов, проводящих законы в жизнь.
Следовательно, формирование новой правовой культуры и новой культуры правоотношений в обществе в будущем зависит от наличной, сегодняшней правовой культуры людей, профессионально занимающихся законотворчеством, правоприменительной и правоохранной деятельностью.
Но и их культурный уровень, в свою очередь, зависит и даже определяется в массе своей той правовой культурой, которая господствует сегодня в России именно поэтому так заражена сегодня правоохранительная и административная сфера нигилизмом и меркантилизмом, а отчасти и криминализацией.
Таким образом, сегодня мы можем твердо рассчитывать только на тот определенный лаг, который отделяет более высокую профессиональную культуру юристов от бытовой правовой культуры и стереотипов массового правосознания.
Тем не менее и для дальнейшей профессионализации юристов, и для построения собственной законодательной базы социальной жизнедеятельности с опорой на чужой опыт, и для повышения национальной правовой культуры необходимо учитывать и осознавать те отличия, которые делают отечественную традицию правопонимания уникальной и неповторимой.
Это подчеркивает уже упоминавшийся нами в первой главе нашей работы Э.Бланкенбург: “Концепция правовой культуры "суммирует" те характерные черты правовых институтов, которые отличаются друг от друга даже в западных индустриальных странах.
Эти институциональные признаки отчасти установлены самим правом: виды судов и их компетенция; мера легализма, т.е.
степень связанности публичной администрации и частных организаций точ

[Back]