ния. Как следствие возникают устойчивые правовые отношения между участниками общественно-исторического процесса. Данные отношения становятся необходимой формой упорядочивания общественного строя и только затем выражаются и закрепляются в текстах нормативных актов5 . В то же время правовая культура заключена в информации, содержащейся во всей совокупности нормативных юридических актов, действующих в определенном государстве, т.е. в культуре законодательства. В основе культуры поведения и культуры законодательства лежат общепризнанные правовые принципы и ценности, созданные обществом на конкретном этапе его развития, что и образует определенный стандарт правовой культуры. В конкретно-историческом процессе развития права культура поведения либо культура законодательства, приобретая статус первичного начала, начинает доминировать. Правовые отношения в обществе находятся в постоянной динамике, вследствие чего изменяется сама культура общества: развиваются человеческие знания, выдвигаются новые ценности, устанавливаются новые программы правовой деятельности. В сознании людей формируется новый правовой идеал, к которому они стремятся в реальном положении, невзирая на «старые» юридические нормы. В реальной жизни все больше углубляется разрыв между поведением людей и требованиями законодательства. Указанный процесс, зарождаясь в виде различия между правовой культурой поведения и культурой законодательства, постепенно перерастает в противоречие. Если побеждает новая правовая культура поведения, то старое законодательство. По мнению зарубежных исследователей, концепция правовой культуры "суммирует” те характерные черты правовых институтов, которые отличаются друг от друга даже в западных индустриальных странах. Эти институциональные признаки отчасти установлены самим правом: виды судов и их компетенция; мера легализма, т.е. степень связанности публичной администрации и частных организаций точными юридическими нормами; глубина 51 Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Известия Вузов. Правоведение. 1996. № 2. С. 145. 34 |
та государства и постоянная протекция его органов, а все это, в свою очередь, невозможно без преемственности, основанной на выверенной и стимулирующей социальную конкурентность законодательной базе. Другая сторона “приживаемости” установленных законом норм и стимулов социальной и экономической активности действенность самого правового механизма, в немалой степени зависящая от квалификационной подготовки, социальных ценностей и инициативы юристов, проводящих законы в жизнь. Следовательно, формирование новой правовой культуры и новой культуры правоотношений в обществе в будущем зависит от наличной, сегодняшней правовой культуры людей, профессионально занимающихся законотворчеством, правоприменительной и правоохранной деятельностью. Но и их культурный уровень, в свою очередь, зависит и даже определяется в массе своей той правовой культурой, которая господствует сегодня в России именно поэтому так заражена сегодня правоохранительная и административная сфера нигилизмом и меркантилизмом, а отчасти и криминализацией. Таким образом, сегодня мы можем твердо рассчитывать только на тот определенный лаг, который отделяет более высокую профессиональную культуру юристов от бытовой правовой культуры и стереотипов массового правосознания. Тем не менее и для дальнейшей профессионализации юристов, и для построения собственной законодательной базы социальной жизнедеятельности с опорой на чужой опыт, и для повышения национальной правовой культуры необходимо учитывать и осознавать те отличия, которые делают отечественную традицию правопонимания уникальной и неповторимой. Это подчеркивает уже упоминавшийся нами в первой главе нашей работы Э.Бланкенбург: “Концепция правовой культуры "суммирует" те характерные черты правовых институтов, которые отличаются друг от друга даже в западных индустриальных странах. Эти институциональные признаки отчасти установлены самим правом: виды судов и их компетенция; мера легализма, т.е. степень связанности публичной администрации и частных организаций точ |