Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 35]

"пронизаннос-ги" различных областей социальных отношений легалистическими ожиданиями .
Правовая культура при социологическом подходе рассматривается в дух плоскостях на уровне индивида и на уровне общества в целом.
В данном случае в ее трактовке велика роль аксиологии, т.
е.
определенного каче+ ства правовой жизни общества и личности.
Понятие «правовая культура общества» характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации.
Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личноста, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.
Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее развития, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.
Это необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личноста, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятель53 ности .
Таким образом, правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения.
Поэтому правовая культура не только играет в обществе роль нормативного ориентара.
Она активно вторгается в социальную среду, обеспечивая необходимый уровень индивидуального правосознания и вовлекая индивидов в единую систему социальной организации.
Правовая культура есть информация, которая сохраняется не только в объективном ноБланкенбург Э.
Правовая кулыура и шансы институциональных социально-правовых инноваций // Социологические исследования.
1997.
№ 10.
С.
103-104.
53Сальников В.П.
Правовая культура // Актуальные проблемы теории права / Под ред.
К.Б.
Толкачева и А.Г.
Хабибулина.
Уфа, 1995.
С.
170.
35
[стр. 99]

выхолащивается.
Моралистический подход к праву, возведенный в абсолют, становится источником деморализации правоотношений.
В настоящее время в ходе общих социальных изменений в России происходит переосмысление значимости права в жизнедеятельности индивида, заявлено его "очищение" от идеологических наслоений прошлого.
Право как сфера культуры рассматривается как основной гарант обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, его правовой защищенности и гражданской активности.
Можно сказать, что все большее значение приобретает повышение уровня правовой культуры личности.
Вполне справедливо утверждение, что "правовая культура личности необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цепь и составная часть, но вместе с тем, это степень и характер правового развития самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности", что, "будучи обусловленной в определенной степени правовым состоянием общества, она лежит в его основании, образуя ценностное ядро"1.
Следовательно, индивидуальная правовая культура трактуется как одна из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний развивающегося человечества.
Она становится органической частью цивилизованности, гражданского общества и правового государства.
Значительную роль в формировании правовой культуры, как мы уже отмечали выше, играет таинственный и неуловимый феномен, который исследователи обозначают понятием «правовой менталитет».
Выяснив специфику традиционной для россиян ценностной иерархии социальных регуляторов, остановимся далее на более подробном анализе понятия правового менталитета и его места в системе правовой культуры.
1Общая теория права /Под общ.
ред.
В.К.
Бабаева.
Нижний Новгород.
1993.
С.502.


[стр.,152]

« культуры, подобно тому как убеж дения лю дей составляют сердцевину их поступков»1.
Несколько иначе, в рамках деятельностного подхода, трактует правовую культуру уже упоминавшийся нами В.П.Сальников.
«Правовая культура личности, пишет он, необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, 2 которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности» .
Безусловно, в качестве компонента сознания и деятельности личности правовая культура активно воздействует на общество.
Тем самым она преломляется в социально-правовую активность личности, представляющую собой, как указывает В.В.
Оксамытный, «наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере»3.
Системно-связующую функцию в области правовой культуры личности осуществляет правовая деятельность.
Такой вывод логично обоснован положениями теории культуры, разработанной Э.С.
Маркаряном4.
В качестве субъектов живой деятельности выступают индивиды, являющиеся источником движения культуры, что позволяет хранить и передавать культурный механизм наследования и функционирования ценностей правовой культуры.
Такого рода деятельность можно было бы назвать и охарактеризовать как правокультурную деятельность, призванную быть эффективной, свободной, умелой, граждански зрелой, сознательно-активной5.
П од таким 1 Коваленко А.И.
Краткий словарь-справочник по теории государства и права.
М.: Исток, 1994.
С.
46.
2См.: Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малько.
М.: Юристь, 1997.
С.
576.
3См.: Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х томах /Под ред.
проф.
М.Н.
Марченко.
Том 2.
Теория права.
С.
577.
4Маркаряп Э.С.
Теория культуры и современная наука.
М., 1983.
С.
24.
s См.: ВятрЕ.
Социология политических отношений.
М., 1979.
С.
231-235; Кейзеров И.
Политическая и правовая культура личности.
М., 1987.
С.
180-185.
1 5 2

[Back]