Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 54]

вовой культуры: правосознание; право; правовые отношения; законность и правопорядок; правомерная деятельность субъектов; государственноправовые институты; юридическая наука; юридические акты.
Однако проведя социально-философский анализ основных составляющих категории «правовая культура», мы пришли к выводу, что с правовой культурой, которая на основе знаний и представлений формирует легитимные (общепризнанные) поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к позитивному праву, регулирующие активность различных общественных субъектов, тесно связаны правосознание, правовое поведение и правовой менталитет, социально-философскому анализу которого мы посвятим следующий параграф нашей работы, поскольку связь правовой культуры с данной категорией позволяет выявить базовые основания российской правовой культуры.
1.3.
Базовые основания российской правовой культуры В настоящем параграфе мы ставим перед собой задачу проанализировать специфические черты российской правовой культуры и традиции правопонимания.
Мы остановимся на анализе ее аксиологических аспектов, а именно, соотношения в иерархии социальных регуляторов формального права и морали, проанализируем особенности национального правового менталитета.
Отечественные исследователи полагают, что важнейшим аспектом анализа базовых оснований правовой культуры в современной России является учет национальных архетипов, той культурной традиции, которая не создала предпосылок для восприятия вместе с христианством рациональных основ римского права и отделила православную культуру, основанную на моральном законе и вере в ценности запредельной, духовной жизни, от прагматичной и "материализованной" католической и протестантской культуры, где ценности личности, индивидуальных достижений, труда и есть божествен54
[стр. 81]

вместе с христианством рациональных основ римского права и отделила православную культуру, основанную на моральном законе и вере в ценности запредельной, духовной жизни, от прагматичной и “материализованной” католической и протестантской культуры.
Не обсуждая вопроса о том, создаст ли эта дистинкция возможность более глубокого осмысления правовых основ построения социальной системы, отметим, что современный кризис правосознания и правовой культуры в России обусловлен не только переходным периодом ломки старых форм социальной жизни и утверждения новых, не только распадом идеологии, десятилетиями служившей канвой для формирования мировоззрения, но и, вне всякого сомнения, традицией низкого уровня правовой культуры, что всегда было характерно для российского общества.
Начать исследование социокультурных корней этого явления, вероятно, нужно с характеристики исторического пути развития отечественной культуры.
Как подчеркивает А.С.
Ахиезер, «большое общество, государство в России формировались тогда, когда в других странах они пережили значимые содержательные этапы своей истории»1.
Нельзя не согласиться с тем, что даже редкие контакты двух столь различных социальных миров неизбежно должны были оказывать влияние на российское догосударственное общество.
Посредниками такого влияния выступали люди, знакомые с опытом западных стран; оно осуществлялось также через попытки соседних государств включить силой в сферу своего влияния догосударственные сообщества.
Однако в целом на территории России исторически сложилась культура почвенного догосударственного типа с соответствующими организационными формами.
Этим фактором, по мнению Ахиезера, определяется в целом ход культурного развития России.
1Ахиезер А.
С.
Специфика российского общества, культуры, ментальности кактеоретическая и практическая проблема /Обновление России: трудный поиск решений.
Годичные научные чтения РНИСиНП.
Выпуск 9.
//http://u^v.riisnp.ni/femie0/libraiy/readings9_00.htm

[Back]