Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 60]

это проецируется непосредственно на мировоззрение и прочную правовую установку, то исторический путь России был другим: православная религия, в отличие от католицизма, ориентировала на приоритет обычного права, а не на развитие рационального начала в праве.
На наличие глубокого различия между европейско-католическим и российско-православным отношением к праву указывает, в частности, С.С.
Аверинцев.
По его мнению, католическая духовность органично впитала в себя дух римской правовой культуры вместе с его базисной составляющей договорной традицией регламентации правоотношений.
Договорное начало проникло и в средоточие сакральных ценностей католицизма.
По мнению С.С.
Аверинцева, католический идеал святости как модель индивидуального и социального поведения включал в себя бережное отношение к автономности личности кающегося грешника: "Индивиды "падшие", грешные, и потому их надо защитить друг от друга; вокруг каждого должна быть зона дистанции, создаваемая вежливостью, а их отношения регулируются договором.
Когда читаешь католические книги по моральной теологии, поражаешься, как подробно там оговариваются границы права ближнего на свои личные секреты, не подлежащие разглашению под страхом греха, и тому подобные загородочки вокруг территории индивидуального бытия, и насколько часто
там употребляется одно важнейшее привычное для нас отнюдь не в сакраль10А ных контекстах слово: "договор", по латыни "контракт" .
Само понятие "общественного договора", неразрывно связанное с историческим генезисом идеи гражданского общества, восходит в своих истоках к трактатам иезуитов, оспаривавшим божественное право королей.
Таким образом, католицизм явился носителем юридического духа, духа контрактной морали, за что подвергался критике со стороны русских православных мыслителей, которым например, Достоевскому не нравился присущий западной религиозной и правовой ментальности оттенок
индивидуа123 Бачинин В.А.
Антропосоциология анормативного поведения // Общественные науки и современность.
2001.
№3.
С.
51.
124Аверинцев С.С.
Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир.
1988.
№ 7,8.
С.229-230.

60 193
[стр. 91]

блем ментальности и менталитета среди характерных черт российского менталитета называют и харизматическое отношение к власти и государству, и правовой нигилизм, проявляющийся в слабом знании своих прав' и возможностей и отрицании любых нравственно-правовых регуляторов жизнедеятельности.
Во многом такая специфика правового менталитета россиян объясняется особенностями исторического развития российского общества.
Если западное общество имеет давнюю традицию существования институциональных структур, основанных на действии формального права, что создало и закрепило у масс населения "юридическое мировоззрение" и прочную правовую установку, то исторический путь России был другим: православная религия, в отличие от католицизма, ориентировала на приоритет обычного права, а не на развитие рационального начала в праве.
На наличие глубокого различия между европейско-католическим и российско-православным отношением к праву указывает, в частности, С.С.
Аверинцев.
По его мнению, католическая духовность органично впитала в себя дух римской правовой культуры вместе с его базисной составляющей договорной традицией регламентации правоотношений.
Договорное начало проникло и в средоточие сакральных ценностей католицизма.
По мнению С.С.
Аверинцева, католический идеал святости как модель индивидуального и социального поведения включал в себя бережное отношение к автономности личности кающегося грешника: "Индивиды "падшие", грешные, и потому их надо защитить друг от друга; вокруг каждого должна быть зона дистанции, создаваемая вежливостью, а их отношения регулируются договором.
Когда читаешь католические книги по моральной теологии, поражаешься, как подробно там оговариваются границы права ближнего на свои личные секреты, не подлежащие разглашению под страхом греха, и тому подобные загородочки вокруг территории индивидуального бытия, и насколько часто


[стр.,92]

там употребляется одно важнейшее привычное для нас отнюдь не в сакральных контекстах слово: "договор", по латыни "контракт"1.
Само понятие "общественного договора", неразрывно связанное с историческим генезисом идеи гражданского общества, восходит в своих истоках к трактатам иезуитов, оспаривавшим божественное право королей.
Таким образом, католицизм явился носителем юридического духа, духа контрактной морали, за что подвергался критике со стороны русских православных мыслителей, которым например, Достоевскому не нравился присущий западной религиозной и правовой ментальности оттенок
индивидуалистической скаредности, холодного формализма, противоречащий православному идеалу безграничной любви, не знающей меры.
Юридический дух католицизма это то, что роднит его с античной философской традицией, с аристотелизмом, идеи которого впитала европейская схоластическая мысль.
В отличие от католического типа святости, предусматривающего освящение и незыблемое соблюдение договора, отечественная православная традиция сформировала иной идеал, ориентирующий на превышение любой рационально выверенной меры, на принципиальную и страстную безмерность служения личности высшему началу.
Русские "страстотерпцы" характеризуются безответностью: "От них требуется особого рода безответность, даже беспомощность...
Эта кротость "тише воды, ниже травы" выработала генетический код терпения терпения ко злу, прежде всего ко злу, исходящему от власти, от "начальников"2.
Православный идеал святости включает в себя отчуждение от власти как от неправедной при отсутствии протеста против ее неправедности.
Забота о личных правах представляется проявлением мелочности и прагматизма на фоне этого безмерного терпения.
Особое, как бы "превышающее само право" правопонима1Аверинцев С.С.
Византия и Русь: Два типа духовности //Новый мир.
1988.
№ 7 С.229-230.

*КоннерЛ.И.
Антропология права: Учебник для вузов.
М..
2002.
С.ЗЗЗ.

[Back]