Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 79]

вой нигилизм, социальную аномию, общий аксиологический и когнитивный вакуум (снижение ценностного статуса морали, нравственности, непонимание происходящего), распространение неправовых практик и противоправного поведения вследствие трансформационных процессов в обществе, а также отчуждение права.
Правовой нигилизм как специфический негативный тип мировоззрения по отношению к праву в силу своей распространенности вызывает в настоящее время повышенный интерес исследователей.
Будучи, с одной стороны, неотъемлемым элементом складывающегося
деформированного типа правовой культуры, правовой нигилизм в то же время являет собой разновидность нигилизма как целостного философско-мировоззренческого образования, давно занявшего свое место в современной европейской культуре.
Правовой нигилизм и нигилизм вообще — достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф.
Ницше формулой «Бог умер», означавшей, что к концу XIX в.
европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано
на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма.
Другой немецкий мыслитель, М.
Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые черты .
Во-первых, мировоззренческий нигилизм — это господство бессмысленности,
обеспеченности всего сущего.
Отсутствие адекватной укорененной в
абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете, отсутствия в них какого-либо общезначимого.
Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть
161Хайдеггер М.
Европейский нигилизм // Хайдеггер М.
Время и бытие.
М., 1993.
С.
63-176.

79
[стр. 174]

ГЛАВА 4.
ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩ ЕСТВА Исходя из рассмотренных выше институциональных и личностных параметров правовой культуры, адекватной типу общества, которое может быть названо правовым, и пытаясь их сопоставить с наличным социальным бытием современной России, нетрудно прийти к выводу об атипичности сложившейся здесь и сейчас ситуации в сфере права.
Небывалое по масштабам распространение преступности, причем в том числе таких ее форм, которые ранее были почти неведомы в нашей стране, изменения в ее структуре, свидетельствующие о захваченное™ криминогенными процессами самых разных возрастных, гендерных, профессиональных групп, демонстрирует, помимо значительного ослабления социального контроля и слабости правоохранительной системы, еще и серьезные изъяны в общественном мировоззрении и массовой психологии.
Современный среднестатистический россиянин гораздо легче перешагивает через требования права, чем это было возможно в прошлом.
Обобщая данные, получаемые в результате многочисленных социологических опросов, приходится признать, что общая правокультурная атмосфера в России далека от нормы, что отечественная правовая культура претерпевает существенные деформации, во многом обусловленные сложностью переходного периода именно в социокультурном плане, возникновением аксиологического, когнитивного вакуумов, плюрализмом менталитетов.
Социокультурный феномен правового нигилизма, бесспорно, следует отнести к деформациям такого рода.
Правовой нигилизм как специфический негативный тип мировоззрения по отношению к праву в силу своей распространенности вызывает в настоящее время повышенный интерес исследователей.
Будучи, с одной стороны, неотъемлемым элементом склады


[стр.,175]

* вающегося деформированного типа правовой культуры, правовой нигилизм в то же время являет собой разновидность нигилизма как целостного философско-мировоззренческого образования, давно занявшего свое место в современной европейской культуре.
Проследить общекультурные корни этого опасного явления, его внутренние смысловые связи с деформирован* иым пониманием права и морали как регуляторов человеческого поведения основная цель первого параграфа данной главы.
В параграфе втором мы обратимся к анализу аксиологических механизмов социокультурных деформаций в сфере права.
4.1.
Нигилистические тенденции в правовом поведении россиян О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса.
И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф.
Ницше формулой «Бог умер», означавшей, что к концу XIX в.
европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано
Ф на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма.
Другой немецкий мыслитель, М.
Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые черты1.
Вопервых, мировоззренческий нигилизм это господство бессмысленности,
обесцененности всего сущего.
Отсутствие адекватной укорененной в
абсо1См.: Хайдеггер Л/.
Европейский нигилизм //Хайдеггер М .
Время и бытие.
М., 1993.
С.
63-176.


[стр.,176]

люте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете отсутствия в них какого-либо общезначимого.
Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть
пересекающихся частных интересов.
Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.
Свой вклад в исследование нигилизма как социокультурного феномена внесли и современные отечественные исследователи.
А.И.
Новиков, например, считает, что признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность.
“Общей особенностью всех форм нигилизма является то, что в разной мере им присущи абсолютизация субъективного, точнее индивидуального начала, оценка действительности с позиции атомизированного индивида, отвергающего объективные закономерности, логику истории, коллективные интересы социальных общностей людей”1.
Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм.
Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере, по отношению к праву.
Этому пониманию соответствуют имеющиеся в современной отечественной научной литературе определения правового нигилизма.
Так, Н.И.
Матузов определяет сущность правового нигилизма «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку»2.
Однако обращаясь к анализу причин правового нигилизма, исследователи, например, тот же Н.И.
Матузов, часто видят их в юридическом неве1Новиков А.И.
Нигилизм и нигилисты.
М., 1972.
С.
12.
2 Матузов И.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций //Теория государства и права / Под ред.
Н.И.
Матузова, Л.В.
Малько.
М., 1997.
С.
590.

[Back]