Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 91]

ления прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам.
Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к
100 проблеме нравственности только у 10-14 % жителей страны .
И данные других исследований свидетельствуют, что за последнее десятилетие по большинству включенных в сопоставление позиций действительно наблюдается сужение сферы распространения моральных норм.
В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание.

К примеру, за рассматриваемый период заметно снизилось осуждение таких поступков, как покупка краденых вещей (на 26,0%), присвоение найденных вещей, денег (на 25,0%), политическое убийство (на 11,0%), сопротивление милиции (на 9,0%).
Наблюдается более снисходительное отношение и к
такому противоправному поведению в социально-экономической сфере, как дача взяток и уклонение от налогов.
В то же время нельзя сказать, что трансформация моральных норм идет только по нисходящей в сфере частной жизни некоторые моральные ограничения, во всяком случае на вербальном уровне, приобретают большую значимость.
В первую очередь это касается мужского и женского гомосексуализма (осуждающих это за последние 10 лет стало больше на 16,0%), абортов (на 8,0%), сознательного обмана кого-либо для достижения своих целей (на 8,0%) .

Аксиологический вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.
Социальные установки и интересы неотрефлексированы и легко сменяемы.
Появление термина «социальная аномия» в современном научном словаре традиционно связывают с выдающимися западными социологами Э.
Дюркгеймом и Р.
Мертоном.
Характеризуя аномию как форму девиантного 189Смоленский М.Б., Дунаева Н.Н.
Правовая культура и личность в контексте российской государственности.
Ростов-на-Дону, 2002.
С.154.
190 10 лет российских реформ глазами россиян.
Аналитический доклад.
Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации.
Институт комплексных социальных исследований РАН.
Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
М., 2002.
[стр. 200]

т ва, в России уклонение от налогов составляет 90% общей суммы предполагаемого сбора, а по подоходному налогу может быть и выше1.
Отсюда можно сделать вывод о массовой криминализации общества.
Согласно опросу госслужащих и представителей региональных элит, проведенному В.
Бойковым в 1999 г., уровень'Исполнения федеральных Законов в области экономиче• ской деятельности составляет 14-16% (столько процентов чиновников различных уровней считают, что эти законы в основном исполняются), а в области социальных прав 6-10%.
К тому же 90% госслужащих и представителей политической элиты считают, что федеральные институты исполнительной власти утратили контроль за положением дел в стране2.
Если же попытаться провести более глубокий социокультурный анализ состояния нынешнего российского общества, становится очевидным, что негативные процессы зашли здесь очень далеко.
Общеизвестно, что состояние ценностного вакуума характеризуется прежде всего общим * снижением в системе ценностей статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла.
Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной резигнацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора.
Показательно, что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам.
Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к
проблеме нравственности только у 10-14% жителей страны.
И данные других исследований свидетельствуют, что за последнее десятилетие по большинству включенных в сопоставление позиций действительно наблюдается сужение сферы распространения моральных норм.
В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание.

Например, за рассматриваемый период 1Сегодня.
1999.
16 марта.
2Сегодня.
1999.11 марта.
202

[стр.,201]

общественное мнение стало заметно терпимее к таким противоправным поступкам, как скупка краденого (на 26,0%), присвоение найденных вещей или денег (на 25,0%), убийство по политическим мотивам (на 11,0%), сопротивление правоохранительным органам (на 9,0%).
Наблюдается более снисходительное отношение и к
противоправному поведению в социальноэкономической сфере, например, к даче взяток и уклонению от налогов.
В то же время нельзя сказать, что трансформация моральных норм идет только по нисходящей в сфере частной жизни некоторые моральные ограничения, во всяком случае на вербальном уровне, приобретают большую значимость.
В первую очередь это касается мужского и женского гомосексуализма (осуждающих это за последние 10 лет стало больше на 16,0%), абортов (на 8,0%), сознательного обмана кого-либо для достижения своих целей (на 8,0%)
(см.
табл.
2)1.
Таблица 2 Распространенность негативной оценки различных действий в России в 1990 и 2000-2001 гг., в % 1990 2000-2001 Покупка краденых вещей 90,0 64,0 Присвоение найденных вещей, денег 59,0 34,0 Политическое убийство 93,0 82,0 Сопротивление милиции 43,0 34,0 Дача взятки 70,0 65,0 Уклонение от налогов 67,0 62,0 Безбилетный проезд в транспорте 20,0 17,0 Проституция 60,0 57,0 Употребление наркотиков 93,0 91,0 Самоубийство 67,0 72,0 Сознательный обман в своих целях 46,0 54,0 Аборт 11,0 19,0 Сексуальные связи с человеком своего пола 68,0 84,0 110 лет российских реформ глазами россиян.
Аналитический доклад.
Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации.
Институт комплексных социальных исследований РАН.
Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
М., 2002.


[стр.,273]

58.
Гражданское или корпоративное общество? Перспектива для России / Под ред.
Ю.А.
Красина.
М., 1998.
59.
Гранат Н.
Л.
Правосознание и правовая культура //Юрист.
1998, № 11/ 12.
60.
Гревцов Ю.И.
Очерки теории и социологии права.
СПб., 1996.
61.
Гундарев И.
Парадоксы российских реформ.
М., 1997.
62.
Гуревич А.Я.
Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии/Юдиссей, 1989.
М., 1989.
63.
Дарендорф Р.
Мораль, институты и гражданское общество //Путь, 1993, № 3.
64.
Демидов А.И.
Политический радикализм как источник правового нигилизма //Государство и право.
1992.
№4.
65.
10 лет российских реформ глазами россиян.
Аналитический доклад.
Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации.
Институт комплексных социальных исследований РАН.
Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
М., 2002.

66.
Дилигенский Г.
Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания.
М., 1998.
67.
Дилигенский Г.Г.
Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? //Pro et Contra.
Гражданское общество.
М., Осень.
1997.
68.
Достоевский Ф.
М.
Полн.
собр.
соч.
В 30 т.
М., 1972-1990.
Т.
4.
69.
Достоевский Ф.
М.
Полн.
собр.
соч.
В 30 т.
М., 1972-1990.
Т.
25.
70.
Дрепа Г.Н., Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я.
Ментальность и менталитет Российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия //Российское сознание: психология, культура, политика: Материалы //Международной конференции по исторической психологии российского сознания.
Самара: Изд-во СГПУ, 1997.
71.
Дюркгегш Э.
О разделении общественного труда.
Одесса.
1900.

[Back]