при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности... система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ес отношений к действительности» /201, -С. 389/. Исходя из данного определения, можно заключить, что ценностные ориентации выражают отношение человека к миру и связаны с его представлением о значимости для него определенных видов и способов деятельности, личностных черт и качеств, т. е. всего того, что представляет ценность, имеет личностно-значимый смысл. Как показано в исследовании А. Н. Леонтьева /133/ следует отличать «значение» от «смысла». «Значение» представляет субъективное отношение, т. е. значение для субъекта, в котором индивидуализируются и субъективизируются объективно существующие значения. Различение понятий «значение» и «смысл» является, с точки зрения А. Н. Леонтьева, решающим для понимания соотношения мотивов и сознания. «Смысл не содержится потенциально в значении и не может возникнуть в сознании из значения» /133, -С. 279/. Однако, смысл и значение, по словам А. Н. Леонтьева, не существует раздельно, их соотношение характеризует внутреннюю структуру сознания. Смысл, порождаемый бытием человека, его жизнью, не прибавляется к значениям, а воплощается в них /133, -С. 279-281/. Внутренний мир человека составляют «присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» /137, -С. 26/. Поэтому внутренний мир личности иногда называют ее ценностно-смысловой сферой. Значение ценности как инструмента, с помощью которого измеряются сущность жизненных процессов, характер взаимодействия человека с окружающим миром и духовная сфера, универсально. В этом убеждают 52 |
интериоризованы субъектом, включаются в структуру его личности в форме личностных ценностей. Ценность в современных общественных науках трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности и выражается в способности того или иного объекта удовлетворять потребности, интересы и цели человека. Личностно значимо значит, ценно для личности. А то, что представляет для личности ценность, отвечает.ее потребностям, интересам и идеалам. В соответствии с этим можно заключить, что личностно значимыми для человека могут быть и определенные личностные качества, и свойства отдельных предметов, и соответствующие знания, т.е. все то, с чем может быть связано его осознанное личностное отношение. Осознание личностной значимости предполагает наличие у человека определенного способа ориентировки в группе ценностей, который является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации рассматриваются как “способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. ... Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности',(201,-С.389). Исходя из данного определения, можно заключить, что ценностные ориентации выражают отношение человека к миру и связаны с его представлением о значимости для него определенных видов и способов деятельности, личностных черт и качеств, т.е. всего того, что представляет ценность, имеет личностно-значимый смысл. Как показано в исследовании А.Н.Леонтьева (133) следует отличать «значение» от «смысла». «Значение» представляет субъективное отношение, т.е. значение для субъекта, в котором индивидуализируются и субъективизируются объективно существующие значения. Различение понятий «значение» и «смысл» является, с точки зрения А Н.Леонтьева, решающим для понимания соотношения мотивов и сознания. «Смысл не содержится потенциально в значении и не может возникнуть в сознании из значения»(133,-С.279). Однако, смысл и значение, по словам А Н. Леонтьева, не существуют раздельно, их соотношение характеризует внутреннюю структуру сознания. Смысл, порождаемый бытием человека, его жизнью, не прибавляется к значениям, а воплощается в них (133,-С.279-281). Внутренний мир человека составляют “присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов" (137,-С.26). Поэтому внутренний мир личности иногда называют ее ценностно-смысловой сферой. Значение ценности как инструмента, с помощью которого измеряются сущность жизненных процессов, характер взаимодействия человека с окружающим миром и духовная сфера, универсально. В этом убеждают системные исследования ведущих ученых: ИГ. Афанасьевой, Л.А. Арутюнян, СИ. Басина, А.Г. Здравомыслова, Р.Р. Кричевского, Э.В. Соколова, Н.З. Чавчавадзе, а также работы педагогов-мыслителей Я.Корчака, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др. По мнению некоторых ученых, предпосылкой ценностей выступают потребности (И.Г. Афанасьева, И В. Шаров, Э.Л. Соколов). |