201 Сразу заметим, что единое определение культуротворческого подхода представляет собой наибольшую проблему именно в связи с его концептуальными особенностями: с одной стороны, в его рамках возможно глубокое понимание способов и форм культуросообразной экономической деятельности, с другой вследствие этой особенности культуротворческий подход в сильнейшей степени связан с традициями, свойственными каждому профессиональному сообществу. Последнее обстоятельство делает его применение обусловленным значительным количеством факторов и условий [271,287]. Само возникновение культурной проблематики в экономической деятельности связано с утратой своего рода «очевидности», «естественности» и «обязательности» тех или иных форм экономической деятельности и сознания. Действительно, размышления ученых прошлого о природе и назначении труда сосредоточены вокруг понятий, относящихся, скорее, к сфере философии и психологии: воля, разум, чувство, сознание и др. На рубеже XX и XXI вв., когда не только школа, но все общество приходит в движение, возникает потребность в формировании понятия, интегрирующего внешние (условно говоря, объективные) и внутренние (условно говоря, субъективные) черты реальности. В контексте такого переосмысления возникает понятие экономической культуры и возможность ее понимания (Е.В. Бондаревская, А.П. Балицкая, В.И. Гинецинский, Г.Б. Корнетов, В.Д. Симоненко и др.). Говоря образно, культура начинает осознаваться как таковая только при встрече с другой культурой (как вариант антикультурой). В этой же логике становится понятной сложность использования культуротворческого подхода как средства нормирования той или иной личностной особенности (в том числе компетентности): культура не может быть эксплицирована и задана как нормативный внешний объект. Напротив, культура существует как среда, как необходимость, естественный порядок, т.е. не регулирует процессы извне, но является внутренним содержанием, сутью. Сам феномен «обращенности к культуре» оказывается весьма сложным и многогранным: он включает деятельность, реализуемую в пространстве культуры, но особого рода деятельность, приобретающую характер культурной идентифи |
вузом специальных служб и подразделений. Проблемы и перспективы этой деятельности будут обсуждены несколько позже. 2.3.3. Культуротворческий подход к моделированию профессиональнопедагогической компетентности Сразу заметим, что единое определение культуротворческого подхода представляет собой наибольшую проблему именно в связи с его Г концептуальными особенностями: с одной стороны, в его рамках возможно глубокое понимание способов и форм культуросообразной профессионально-педагогической деятельности, с другой вследствие этой особенности, культуротворческий подход в сильнейшей степени связан с традициями, свойственными каждому профессиональному сообществу. Последнее обстоятельство делает его применение обусловленными значительным количеством факторов и условий. Само возникновение культурной проблематики в профессиональной деятельности связано с утратой своего рода "очевидности’1, "естественности" и "обязательности" тех или иных форм профессиональной деятельности и сознания. Действительно, размышления педагогов прошлого о природе и назначении педагогического труда сосредоточены вокруг понятий, относящихся, скорее, к сфере философии и психологии: воля, разум, чувство, сознание и др. На рубеже XX и XXI вв., когда не только школа, но все общество приходит в движение, возникает потребность в формировании понятия, интегрирующего внешние (условно говоря, объективные) и внутренние (условно говоря, субъективные) черты образовательной реальности. В контексте такого переосмысления возникает понятие педагогической культуры и возможность ее понимания (Е.В.Бондаревская, А.П.Вапицкая, В.И.Гинецинский, Г.Б.Корнетов и др.). Говоря образно, культура начинается осознаваться как таковая только при встрече с дру* гой культурой (как вариант антикультурой). В этой же логике становится понятной сложность использования культуротворческого подхода как средства нормирования той или иной личностной особенности (в том числе компетентности): культура не может быть эксплицирована и задана как нормативный внешний объект. Напротив, культура существует как среда, как необходимость, естественный порядок, т.е. не регулирует процессы образования извне, но является их внутренним содержанием, сутью. Сам феномен "обращенности к культуре" оказывается весьма сложным и многогранным: он включает деятельность, реализуемую в пространстве культуры, но особого рода деятельность, приобретающую характер культурной идентификации и смыслообразования. Таким образом, использование культуротворческого подхода объясняется в первую очередь потребностью в поисках ценностно-смысловых оснований профессионально-педагогической деятельности. Существуют еще как минимум два плана профессиональнопедагогического бытия (эта категория глубже и содержательней, нежели более традиционные понятия педагогической деятельности, педагогического мышления и т.д.), требующие культуротворческого подхода. Это проблема профессионально-педагогической картины мира (иначе гово. ря, способности профессионала к упорядочению и структурированию образовательной реальности вокруг некоторого числа базовых представлений, ценностей и идей), а также синтетическая проблема понимания "другого" и себя как личностей, использующих в образовании и взаимодействии разные способы рассуждения (мышления) и деятельности [15]. Таким образом, при всей кажущейся абстрактности именно культуротворческий подход напрямую обосновывает несколько ведущих функций современного профессионально-педагогического образования: |