203 3. Интерпретация сдвигов и наложений. В рамках этой процедуры исследователь переходит от синхронического представления метафор в их первоначальном виде к анализу их развития и изменений в пространстве и времени, т.е. к пониманию той дистанции (или же, наоборот, тождественности), которая разделяет его собственное сознание «здесь и теперь» и зафиксированную в культурном тексте норму. 4. Схематизация и визуализация. Связаны с переходом от вербальных линейных моделей, представляющих ту или иную культурную форму к существенно нелинейным графическим моделям, позволяющим в разных аспектах (временном, пространственном, системно-структурном, генетическом и др.) интерпретировать культурную реальность. 5. Реконструкция систем, практик и процессов. По сути дела, здесь скрывается целая группа методов и процедур, позволяющих перейти от универсальных описаний культурной реальности к динамичным моделям, определяющим конкретные сочетания форм и функций, характерных для той или иной культурной практики. 6. Смыслообразование, представленное актом понимания заложенных в основание той или иной культурной реальности смыслов и ценностных утверждений. Именно эта процедура венчает всю систему культурного самоопределения, поскольку позволяет не только вскрыть заложенный смысл, но и перевести его в новое качество, акцентировав внимание на том, «что он есть для меня» и «что есть во мне для него» [3,129, 241, 287]. Естественно, что все представленные выше процедуры требуют значительного опыта личностного смыслообразования, диалога, самоанализа. Соответственно критериями сформированности экономической компетентности в культурологической модели выступают весьма сложные интегрированные критерии, а сама ситуация диагностики предполагает обогащенную вариативными культурными формами среду, открытую в социум и историю, стимулирующую многообразные формы межличностной культуросообразной коммуникации субъектов экономической деятельности. Можно говорить о множестве критериев, включающем: |
культурную идентификацию и самоидентификацию, смыслообразующую направленность, межличностную коммуникацию и индивидуальноличностное сознание. В рамках развертываемой логики, возникает множество более или менее универсальных процедур, раскрывающих на технологическом уровне содержание перечисленных выше процессов. В их числе: 1. Систематизация текстов. Смысл этой процедуры заключается в способности и готовности специалиста к созданию коллекций текстов. Эта деятельность может приобрести характер библиографической работы (сбор и аннотирование текстов по той или иной теме) или характер историко-культурного исследования (создание экспозиции или хрестоматии по тому или иному периоду в истории педагогической культуры). 2. Выявление ключевых метафор. Смысл и форма этой процедуры предполагает переход от описания систем текстов к их обозначению. По сути дела, речь идет о нахождении ответа на вопрос "Что это" средствами той культуры, к которой обращен специалист в данный момент. Важно, что этот ответ призван символизировать реальность, с которой сталкивается педагог-исследователь. 3. Интерпретация сдвигов и наложений. В рамках этой процедуры исследователь переходит от синхронического представления метафор в их первоначальном виде к анализу их развития и изменений в пространстве и времени, т.е. к пониманию той дистанции (или же, наоборот, тождественности), которая разделяет его собственное сознание "здесь и теперь" и зафиксированную в культурном тексте норму. 4. Схематизация и визуализация. Связаны с переходом от вербальных линейных моделей, представляющих ту или иную культурную форму к существенно нелинейным графическим моделям, позволяющим в разных аспектах (временном, пространственном, системно 195 ф структурном, генетическом и др.) интерпретировать культурную реальность. 5. Реконструкция систем, практик и процессов. По сути дела, здесь скрывается целая группа методов и процедур, позволяющих перейти от универсальных описаний культурной реальности к динамичным моделям, определяющим конкретные сочетания форм и функций, характерных для той или иной культурной практики. 6. Смыслообразование, представленное актом понимания заложенных в основание той или иной культурной реальности смыслов и ценностных утверждений. Именно эта процедура венчает всю систему культурного самоопределения, поскольку позволяет не только вскрыть £ заложенный смысл, но и перевести его в новое качество, акцентировав внимание на том, "что он есть для меня" и "что есть во мне для него". Естественно, что все представленные выше процедуры требуют значительного опыта личностного смыслообразования, диалога, самоанализа. Соответственно критериями сформированности профессионально-педагогической компетентности в культурологической модели выступают весьма сложные интегрированные критерии, а сама ситуация диагностики предполагает обогащенную вариативными культурными ▼ формами образовательную среду, открытую в социум и историю, стимулирующую многообразные формы межличностной культуросообразной коммуникации субъектов образовательной деятельности. Можно говорить о множестве критериев, включающем: аннотирование сложных текстов и их коллекций; сравнительно-сопоставительный анализ учебной и научно-ъ.ж методической продукции; подготовку персонологических комментариев к источникам, имеюш щим большую личностную и культурную значимость; |