Проверяемый текст
Днепровская Марина Анатольевна. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (Диссертация 2009)
[стр. 34]

общем, так и в «особом порядке», что обеспечит законность, обоснованность и справедливость обвинительного приговора или иного судебного решения1.
Однако в ч.
7 ст.
316 УПК РФ речь, как раз, и идет об основаниях постановления приговора, а не об условиях применения особого порядка, и в этом смысле действительно, обвинение должно быть обоснованным и подтверждаться доказательствами при рассмотрении уголовного дела как в общем, так и в «особом порядке».
Думается, это положение закона должно сохранить существующую редакцию как содержащую, прежде всего, превентивную функцию во избежание толкования особого порядка как процедуры, при которой требование обоснованности приговора может нивелироваться.
Со ссылкой на закон вполне обоснованно считать основанием применения особого порядка согласие обвиняемого с предъявленным обвинением.
Переходя к фактической составляющей обвинения, М.А.
Днепровская трактует это согласие как согласие с фактическими обстоятельствами предъявленного ему обвинения.
Однако фактические обстоятельства должны подтверждаться доказательствами, собранными по уголовному делу, равно как и само предъявленное обвинение (ч.
7 ст.
316 УПК РФ).
Если рассматривать согласие обвиняемого как признание совершения чего-либо, как своеобразный распорядительный акт стороны, не безразличный к истинности фактических данных, на которых он
основан2 3, как акт распоряжения доказательственным материалом', то новая юридическая конструкция «согласие обвиняемого с фактическими обстоятельствами предъявленного ему обвинения» это комплексное понятие, которое включает 34 Днепровская М.А.
Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным
обвинением: дисс.
...
канд.
юрид.
наук.
Иркутск, 2009.
С.
61.
2 Мурадьян Э.М.
Истина как проблема судебного права.
М.: Былина, 2002.
С.
166.

3 Строговнч М.С.
Сознание обвиняемого как судебное доказательство//
Советская юстиция.
1957.
№ 8.
С.
17.
[стр. 42]

42 бого порядка», в чем и заключается его процессуальное значение, а признание вины следует рассматривать как необходимый элемент согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
3.
Юридическую конструкцию «согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением» в целях применения «особого порядка» следует заменить другой: «согласием обвиняемого с фактическими обстоятельствами предъявленного ему обвинения», которое включает в свое содержание согласие с фактическими обстоятельствами содеянного и доказательствами, собранными по делу.
§3.
Правовая природа и значение особого порядка судебного разбирательства в российском уголовном судопроизводстве Включение в УПК РФ нового раздела X «Особый порядок судебного * разбирательства» и главы 40 «Особый порядок принятия судебного решения при* согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением» создало предпосылки для формирования «новой формы уголовного судопроизводства»1, имеющей признаки, качественно иного, самостоятельного уголовнопроцессуального производства.
В этой связи автор полагает возможным согласиться с Т.В.
Трубниковой, определившей следующие признаки самостоятельного уголовнопроцессуального производства: «наличие у данного производства определенной материально-правовой базы, объективно требующей отличий в законодательном регулировании; комплексность производства, то есть наличие определенных особенностей в деятельности правоохранительных органов на всех (или хотя бы на нескольких) стадиях уголовного процесса; наличие существенных * См.: Демидов В.
Некоторые вопросы применения особого порядка судебного разби рательства // Российская юстиция.
2003.
№ 4.
С.
27.


[стр.,61]

61 новлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке.
Таким образом, для рассмотрения дела в «особом порядке» требуются основания, то есть определенные обстоятельства, которые послужат началом, поводом для его применения, и условия, то есть обстоятельства, соблюдение которых ставит в прямую зависимость применение или неприменение «особого порядка».
Думается, следует согласиться с А.К.
Аверченко, К.А.
Рыбаловым, указавших на наличие согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением и ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства в качестве оснований применения «особого порядка».
Основания «обставлены условностями», соблюдение которых делает возможным применение рассматриваемого порядка.
Как было отмечено ранее, уголовно-процессуальный закон.
Пленум Верховного Суда РФ и ученыепроцессуалисты неодинаково определяют перечень обстоятельств, выступаю% щих в качестве условий применения «особого порядка».
В этой связи, трудно согласиться с мнением законодателя о том, что обоснованность обвинения, с которым согласен обвиняемый (подсудимый), и подтверждение обвинения доказательствами, собранными по уголовному делу, следует выделить в качестве условий «особого порядка».
Обвинение должно быть обоснованным и подтверждаться доказательствами при рассмотрении уголовного дела как, в общем, так и в «особом порядке», что обеспечит законность, обоснованность и справедливость обвинительного приговора или иного судебного решения.

Следует заметить, что Пленум Верховного Суда РФ не совсем последователен в своей позиции, указывая в постановлении от 5 декабря 2006 г.
№ 60 среди условий «особого порядка» отсутствие оснований для прекращения уголовного дела (п.
2), одновременно допуская возможность прекращения уголовного дела (п.
12).
На мой взгляд, отсутствие оснований для прекращения уголовного дела не может являться условием применения «особого порядка», по

[стр.,68]

68 тельный ответ (согласие) на сокращенную форму уголовного судопроизводства обвинителя и потерпевшего (отсутствие возражений с их стороны); добровольность заявленного ходатайства обвиняемым, осознание им процессуальных последствий заявления такого ходатайства, что возможно лишь после предварительной консультации с защитником.
§2.
Содержание оснований и условий применения особого порядка судебною разбирательства Согласие обвиняемого с фактическими обстоятельствами предъявлен} 10го ему обвинения и ходатайство обвиняемого о рассмотрении дет в «особом порядке».
Известно, что в «особом порядке» фактические обстоятельства преступления не устанавливаются, а принимаются такими, какими имеют место в действительности.
Следовательно, вполне обоснованно считать основанием применения «особого порядка» согласие обвиняемого с фактическими обстоятельствами предъявленного ему обвинения.
Однако фактические обстоятельства должны подтверждаться доказательствами, собранными по уголовному делу, равно как и само предъявленное обвинение (ч.
7 ст.
316 УПК РФ).
Если рассматривать согласие обвиняемого как признание совершения чего-либо, как своеобразный распорядительный акт стороны, не безразличный к истинности фактических данных, на которых он
основан1, как акт распоряжения доказательственным материалом1 2, то новая юридическая конструкция «согласие обвиняемого с фактическими обстоятельствами предъявленного ему обвинения» это комплексное понятие, которое включает в свое содержание согласие обвиняемого с фактическими обстоятельствами деяния и согласие с доказательствами, собранными по делу.
1 См.: Мурадьян Э.М.
Метина как проблема судебного права.
М.: Былина, 2002.
С.
166.

2 См.: Строгопич М.
Сознание обвиняемого как судебное доказательство
И Советская юстиция.
1957.
№ 8.
С.
16-21.

[Back]