102 теоретической части нашего исследования, и разработали анкету. Перед проведением анкеты был определен показатель оценки представлении и готовности учителей к развитию трудовой активности школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, который мы представили следующим образом: • наличие у учителей знаний об истории и особенностях народного декоративно-прикладного искусства, ее воспитательных средствах; • наличие умений по созданию развивающей среды, умений вызвать интерес у школьников к труду, различным видам работ, профессиям, доступно рассказать о них учащимся. Анализ ответов на вопрос «В каком виде деятельности, на Ваш взгляд, наиболее всего проявляется и формируется трудовая активность?» показал, что большинство педагогов (46%) наибольшее значение придает собственно трудовой деятельности (труд по дому, помощь в саду и т.д.), 12% труду в сочетании с учебной деятельностью, 9% труду в сочетании с игровой деятельностью. Па основе бесед с учителями и результатов анкетирования мы констатируем, что педагоги высоко оценивают опыт народного декоративноприкладного искусства, считают его важным элементом культуры любого народа. Но знания учителей об особенностях использования средств народного декоративно-прикладного искусства в развитии трудовой активности школьников оказались недостаточными. Вопросы развития трудовой активности, трудового воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства (как частью материальной и духовной культуры народа) учителя предложили чаще рассматривать на семинарах, консультациях. Анализ понимания учителями значимости работы по включению в педагогический процесс изучения народных промыслов, опыта трудового воспитания народной педагогики показал, что учителя не сомневаются в важности и значимости |
возможности действовать с изделиями дымковского промысла не способствует развитию декоративного творчества младших школьников, особенно пластического. При анкетировании учителей мы опирались на классификацию народных промыслов Вятского края, представленную в теоретической части нашего исследования, и разработали анкету (см. Приложение 8). Перед проведением анкеты был определен показатель оценки представлений и готовности учителей к преподнесению материала младшим школьникам по народным промыслам Вятского края, который мы представили следующим образом: • наличие у учителя знаний об истории и особенностях народных промыслов, их выразительных средствах; • наличие умений создавать предмет по мотивам народных промыслов (с помощью рисования, лепки, аппликации, шитья, конструирования и т.п.); • наличие умений по созданию развивающей среды, умений вызвать интерес у младших школьников к народным промыслам Вятского края, доступно рассказать о них учащимся. На основе бесед с учителями и результатов анкетирования мы констатируем, что педагоги высоко оценивают народные промыслы, считают их важным элементом культуры любого народа. Учителя показали особую привязанность к дымковской игрушке, аргументируя свое предпочтение богатством искусствоведческого и педагогического материала по данному промыслу. Анализ особенностей представлений о народных промыслах показал, что только 21 % учителей начальных классов называет 5-6 промыслов Вятки, относящихся к четвертой форме бытования, и некоторые промыслы первой формы бытования (по классификации М.А. Некрасовой). Среди наиболее известных народных промыслов учителя отмечали следующие: дымковский промысел, промысел вышивки, промысел кружевоплетения. Участники эксперимента не знали историю промыслов, называли только некоторые внешние отличия: материал, образ, цветовое решение. Некоторые виды народных промыслов, которые, по нашему мнению, важно включать в работу с младшими школьниками: промысел кировской и нолинской матрешки, берестяной промысел, капокорешковый промысел, плетюшечный промысел и промысел инкрустации изделий соломкой не были названы вообще. Знания учителей об особенностях искусства народных промыслов и их использование в развитии художественного творчества младших школьников, в формировании художественно-творческой активности также оказались недостаточными. Учителя начальных классов знают историю дымковского промысла и частично промысла кружевоплетения и вышивки (31 %), но не знают историю промысла нолинских и кировских матрешек, плетюшечного промысла (плетение изделий из соломки и лозы), капокорешкового промысла и др. Вопросы ознакомления младших школьников с народными промыслами (как частью материальной и духовной культуры народа) учителя предлагают рассматривать на семинарах, консультациях не чаще одного раза в год. Однако анализ понимания учителями начальных классов значимости работы по включению в педагогический процесс изучения народных промыслов показал, что учителя не сомневаются в важности и значимости этой работы. 13 % учителей смогли объяснить сущность этого направления работы. Учителя начальных классов, участвующие в эксперименте, считают возможным широкое использование всех народных промыслов в разнообразных формах работы: беседах, экскурсиях, художественном творчестве младших школьников и др. Затруднения у учителей возникли в составлении технологии работы и методических рекомендаций к ней. Также учителя испытывали затруднения в выборе форм и определении последовательности в работе (87 % учителей). |