119 «Национальные костюмы народов России». Организаторами часто выступали сами учащиеся, представляя как рисунки, так и экспозиции народных костюмов, игрушек по мотивам народных промыслов Вятского края и орудий труда, приготовленных вместе с родителями национальных блюд. Занимательно, познавательно и красочно были оформлены фотовыставки при участии родителей. Анализ планирования учителей экспериментальных классов показал, что педагоги включают в работу материалы о народных промыслах, традициях, фольклорных праздниках, о роли труда в жизни человека, о различных видах трудовой деятельности. Считаем важным отметить, что материал по изучению народной культуры и роли труда вводится на разных уроках (изобразительное искусство, математика, русский язык, труд и др.), во внеурочной деятельности, в кружковой работе со школьниками. В планировании учителей контрольного класса наблюдались лишь небольшие изменения. При наблюдении за деятельностью учителей экспериментальных классов мы отметили следующие изменения. В работе с учащимися учителя использовали подлинные изделия народных мастеров (дымковские игрушки и др.), организовывали экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства, в мастерские народных мастеров, экскурсии на производство (бумажный комбинат, машиностроительный завод, телеграф, троллейбусный парк и др.). Учащиеся уточняли, закрепляли материал о народной культуре в непринужденной обстановке, решали примеры, задачи о пропорциях продуктов при приготовлении национальных блюд, писали диктанты, изложения, сочинения о героях труда, о народных промыслах, разгадывали кроссворды о труде. В результате бесед и анкетирования мы выявили, что педагоги выделяют воспитательные приемы и методы народной педагогики, такие как: поощрение, личный пример, подражание, стимулирование и др. |
Первое задание контрольного эксперимента было идентично заданию 1 констатирующего эксперимента и предполагало изучение эстетически развивающей среды, особенностей планирования работы учителей начальных классов по использованию народных промыслов Вятского края; выявлению знаний, умений и навыков младших школьников на основе анализа результатов детского декоративного творчества. Проанализируем эстетическую развивающую среду, созданную в экспериментальных классах. В оформлении класса участвовали учителя, учащиеся и родители. Учителя совместно с родителями оформляли и периодически обновляли экспозиции, мини-выставки по каждому отдельно взятому народному промыслу Вятского края. Пополнялись и обновлялись мини-выставки по тематике народных промыслов Вятского края. В оформлении класса, выставок, экспозиций учителя использовали подлинные изделия народных промыслов: дымковские игрушки, кировские и нолинские матрешки, бурачки, туески из бересты, шкатулки с инкрустацией соломкой, корзинки из лозы и др. Заинтересованное отношение, увлеченность работой всех участников эксперимента принесло положительные результаты. Например, младшие школьники, увлеченные материалом по народным промыслам Вятского края, самостоятельно составляли сказки и оформили их в одну большую книгу сказок о Вятке, которую так и назвали «Большая книга сказок о Вятке». Организовывались выставки творческих работ младших школьников на свободную тему: «Чудеса соломки», «Берестяное чудо», «Наши фантазии». Организаторами часто выступали сами учащиеся, представляя как рисунки, так и экспозиции игрушек-самоделок по мотивам народных промыслов Вятского края. Занимательно, познавательно и красочно были оформлены фотовыставки при участии родителей. Анализ планирования учителей экспериментальных классов показал, что педагоги включают в работу дымковскую игрушку, берестяной промысел, промысел нолинской и кировской матрешки, инкрустацию соломкой, промысел плетения изделий из лозы и др. Считаем важным отметить, что материал по изучению народных промыслов вводится на разных уроках (изобразительное искусство, математика, русский язык и др.), во внеурочной деятельности, в кружковой работе с младшими школьниками. В планировании учителей контрольного класса наблюдались лишь небольшие изменения. Так, в планировании уроков изобразительного искусства отмечалось изучение дымковской росписи с первого по четвертый класс и изучение архитектуры на примере родного города. При наблюдении за деятельностью учителей экспериментальных классов мы отметили следующие изменения. В работе с учащимися учителя использовали подлинные изделия народных мастеров (дымковские игрушки и др.), часто организовывали экскурсии не только в музей декоративноприкладного искусства, но и в мастерские народных мастеров. На уроках изобразительного искусства, русского языка, математики и других часто использовались изделия народных промыслов. Учащиеся уточняли, закрепляли материал о народных промыслах в непринужденной обстановке, решали примеры, задачи, писали диктанты, разгадывали кроссворды. В результате бесед и анкетирования мы выявили, что педагоги выделяют народные промыслы Вятского края, правильно соотносят их с формами бытования (по классификации М.А. Некрасовой), отмечают важность и необходимость изучения (с 13% до 35% учителей) следующих народных промыслов (ранее ими не отмеченных): промысел по изготовлению нолинских и кировских матрешек, плетюшечный промысел и др. Учителя экспериментальных классов считают важным включение народных промыслов Вятского края в разнообразные формы работы с младшими школьниками (86%). Лишь немногие отметили затруднения в данной работе (14%). Проведенная работа по включению народных промыслов Вятского края в педагогический процесс начальной школы оказала положительное влияние и на родителей учащихся (таблица 5). |