128 Исходя из изложенных выше теоретических позиций, мы при разработке научно-методических рекомендаций, вытекающих из гипотезы исследования, сформулировали ряд взаимосвязанных требований к ситуациям, создаваемым или возникающим без непосредственного участия учителя, но используемым при развитии трудовой активности школьников. Эти требования, которые мы рекомендуем учитывать учителям, состоят в следующем: а) соответствие содержания ситуации задачам творческого развития школьников в системе различных уроков; формирование у учащихся положительного отношения к народной культуре, к красоте окружающего мира, человеческих отношений, к проявлению собственной инициативы, самостоятельности, развития потребности создавать прекрасное своими руками; б) доступность содержания ситуаций для учеников 5-7классов; в) выбор таких ситуаций, которые бы показали способы преодоления противоречий. В работе по использованию проблемных ситуаций в процессе эффективного развития трудовой активности школьников учителю требуется проявлять последовательность, настойчивость, творчески относится к делу. Непоследовательность учителей в реализации этого условия, в использовании проблемных ситуаций в учебной и внеучебной деятельности негативно сказывается на развитии трудовой активности школьников. В методике развития трудовой активности учителю важно учитывать особенности развития личности младшего школьника. 2. Педагогически целесообразное стимулирование трудовой активности школьников. Под стимулированием обычно понимается побуждение к деятельности. Оно осуществляется путем воздействия на мотивационно-волевую сферу. Его назначение в развитии трудовой активности школьников состоит в том, |
процессе его деятельности, проявления им творческих усилий в ней. Исходя из изложенных выше теоретических позиций, мы при разработке научно-методических рекомендаций, вытекающих из гипотезы исследования, сформулировали ряд взаимосвязанных требований к ситуациям, создаваемым или возникающим без непосредственного участия учителя, но используемым при формировании художественно-творческой активности младших школьников. Эти требования, которые мы рекомендуем учитывать учителям, состоят в следующем: а) соответствие содержания ситуации задачам творческого развития младших школьников в системе различных уроков; формирование у учащихся положительного отношения к народным промыслам, к красоте окружающего мира, человеческих отношений, к проявлению собственной инициативы, самостоятельности, развития потребности создавать прекрасное и эстетически ценное; б) доступность содержания ситуаций для учеников начальных классов; в) выбор таких ситуаций, которые бы показали способы преодоления противоречий. В работе по использованию проблемных ситуаций в процессе эффективного формирования художественно-творческой активности младших школьников учителю требуется проявлять последовательность, настойчивость, творчески относится к делу. Непоследовательность учителей в реализации этого условия, в использовании проблемных ситуаций в учебной и внеучебной деятельности негативно сказывается на сформированности художественно-творческой активности у учащихся. В методике организации эстетического восприятия и познания произведений народных промыслов учителю важно учитывать особенности развития личности младшего школьника. С этой целью следует: • создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов народных промыслов с помощью беседы, диалогов, сказки, игры и игровых приемов и т.д.; при этом игре и игровым ситуациям, особенно в первых классах, отдается предпочтение; • вести ознакомление с народными промыслами (изделиями, игрушками и пр.), помня об определенной последовательности от общего к частностям и опять к общему, что помогает нам увидеть целое в произведении народных промыслов ранее частей, его составляющих, способствует выразительности, силе и новизне эстетического восприятия; • помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялось, если учителю удалось вызвать у учащихся чувство творческого сопереживания увиденному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог учителя с учащимися, в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир, созданный народным мастером, принять на себя ту или иную роль (народного мастера, подмастерья). 2 . П е д а г о г и ч е с к и ц е л е с о о б р а з н о е с т и м у л и р о в а н и е х у д о ж е с т в е н н о т в о р ч е с к о й а к т и в н о с т и м л а д ш и х ш к о л ь н и к о в . Под стимулированием обычно понимается побуждение к деятельности. Оно осуществляется путем воздействия на мотивационно-волевую сферу. Его назначение в формировании художественно-творческой активности младших школьников состоит в том, чтобы обеспечить достижение практических целей художественно-творческой деятельности учащихся и наряду с этим создавать условия для развития у них социально значимых мотивов. Средствами стимулирования выступают все методы и приемы воспитания. Ими, в частности, могут быть все этапы педагогического руководства художественно-творческой деятельностью младших школьников и формирования в ней художественно-творческой активности. Среди них инструктаж учащихся в связи с предстоящей работой, педагогический контроль учителя за ее выполнением; оказание младшему |