Проверяемый текст
Князева, Наталья Александровна; Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края (Диссертация 2004)
[стр. 16]

16 будет отражено нами в последующих параграфах работы и учтено в экспериментальной части исследования.
Перейдем к анализу сущности активности в философском, психологическом и педагогическом контексте и затем рассмотрим
трудовую активность как вид активности личности.
Для многих научных направлений изучения активности исходным определением служит философская категория, трактующая активность как внутреннее, присущее материи свойство, которое выражает ее способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию.
Философами активность рассматривается как качественная характеристика деятельности, как мера и степень ее проявления: «Активность является определенной характеристикой деятельности, которая может быть более или менее активной, т.е.
активность выступает в качестве показателя уровня деятельности»
(145).
На наш взгляд, сам подход к сущности активности как качественной характеристике деятельности является правильным, но не исчерпывающим.
Активность определяет качество деятельности, но специфически, через отношение субъекта, которое включает готовность, стремление действовать, желание выполнить работу быстрее, проявить инициативу.
Наличие активности у живых систем (речь идет о животном мире) подтверждается физиологическими экспериментами И.
П.
Павлова
(50, с.
40).
Поэтому активность «живых систем» выступает, во-первых, в таком богатстве проявлений, которое неведомо растительному миру; во-вторых, предполагает избирательность в каждом поведенческом акте, вызывая необходимость в специальном органе управления поведением нервной системе; в-третьих, делает возможным закрепление онтогенетически приобретаемого индивидуального жизненного опыта.
Для обозначения этого высшего вида активности живых систем некоторые философы используют понятие «деятельность».
Например, Э.
С.
Мартиросян определяет
[стр. 18]

удовлетворения своих определенных потребностей с целью развития вступает в активное взаимодействие с внешней средой.
Поэтому, если говорить о гармоническом формировании структурных компонентов личности в деятельности, нужно сопоставлять различные уровни активности в процессе данной деятельности.
Это положение имеет отношение к процессу формирования художественно-творческой активности в художественно-творческой деятельности и будет отражено нами в последующих параграфах работы и учтено в экспериментальной части исследования.
Перейдем к анализу сущности активности в философском, психологическом и педагогическом контексте и затем рассмотрим
художественно-творческую активность как вид общей творческой активности личности.
Для многих научных направлений изучения активности исходным определением служит философская категория, трактующая активность как внутреннее, присущее материи свойство, которое выражает ее способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию.
Философами активность рассматривается как качественная характеристика деятельности, как мера и степень ее проявления: «Активность является определенной характеристикой деятельности, которая может быть более или менее активной, т.е.
активность выступает в качестве показателя уровня деятельности»
(156).
На наш взгляд, сам подход к сущности активности как качественной характеристике деятельности является правильным, но не исчерпывающим.
Активность определяет качество деятельности, но специфически, через отношение субъекта, которое включает готовность, стремление действовать, желание выполнить работу быстрее, проявить инициативу.
Наличие активности у живых систем (речь идет о животном мире) подтверждается физиологическими экспериментами И.
П.
Павлова.

Поэтому

[стр.,19]

активность «живых систем» выступает, во-первых, в таком богатстве проявлений, которое неведомо растительному миру; во-вторых, предполагает избирательность в каждом поведенческом акте, вызывая необходимость в специальном органе управления поведением нервной системе; в-третьих, делает возможным закрепление онтогенетически приобретаемого индивидуального жизненного опыта (4 8 , С.
4 0 ).
Для обозначения этого высшего вида активности живых систем некоторые философы используют понятие «деятельность».
Например, Э.
С.
Мартиросян определяет
деятельность как «направленную активность живых систем, возникающую на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания».
Биологическая активность присуща человеку (как виду живых систем) как наследственное свойство, которое через деятельность обеспечивает его приспособление к внешней среде, «составляет лишь предпосылку (хотя и абсолютно необходимую, и даже ближайшую), лишь условие человеческого, «родового» в человеке, но никак не «сущность», не внутреннее условие» (156).
Поэтому следует различать активность человека как биологического существа и активность личности как социального объекта.
В современной психологии проблема активности личности рассматривается в различных аспектах: изучается структура, динамика активности как в общепсихологическом, так и в возрастном плане.
Рассмотрим их.
В психологическом словаре активность определяется как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная' динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования.
Активность сложное, обобщенное понятие, используемое для характеристики на уровне живых организмов.
Активность и ее особенности выступают в качестве констатирующего признака отражения; с активностью живого связывают такие способности, как способность к самосохранению, 19

[Back]