40 положениями изучаемой проблемы нашего исследования явилась взаимосвязь: национальная культура народная традиция народное декоративно-прикладное искусство. Перейдем к рассмотрению данных понятий. В связи с возникающими в настоящее время интенсивными процессами повышения значимости национально-этнических факторов в структуре общественной жизни, возрождением интереса к истории, обычаям, традициям этносов, к этническим истокам культуры возникла необходимость дать определение феномену «национальная культура», которая понимается как самобытная духовность людей, объединенных геоисторической и морально-этической общностью и исторически сложившимися общеэтическими представлениями. Являясь составной частью общечеловеческой, национальная культура выступает как единичное в общем, как оригинальный носитель неповторимых особых качеств нации и содержит в своих подсистемах народные знания, умения и особенности организации жизнедеятельности человека (62). По мнению Ю. В. Бромлея, С. А. Токарева, Р. Ф. Итеа, народная традиция это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса (42). А. Б. Гофман под народными традициями понимает такие элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (42). Философы С. А. Арутюнов, М. Ф. Овсянников, С. А. Токарев и др., давая разные определения понятию «народные традиции», сходятся в следующем: сферу народных традиций образуют отношения сложные, варьирующиеся в каждой конкретной ситуации, не допускающие регламентации действий (42). |
36 1.2 . Художественно-педагогический потенциал народных промыслов Вятского края как объект и как средство развития младших школьников Одной из проблем теории и практики на сегодня является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа. Исходными теоретическими положениями изучаемой проблемы нашего исследования явилась взаимосвязь: национальная культура народная традиция народные промыслы. Перейдем к рассмотрению данных понятий. В связи с возникающими в настоящее время интенсивными процессами повышения значимости национально-этнических факторов в структуре общественной жизни, возрождением интереса к истории, обычаям, традициям этносов, к этническим истокам культуры возникла необходимость дать определение феномену «национальная культура», которая понимается как самобытная духовность людей, объединенных геоисторической и морально-этической общностью и исторически сложившимися общеэтическими представлениями. Являясь составной частью общечеловеческой, национальная культура выступает как единичное в общем, как оригинальный носитель неповторимых особых качеств нации и содержит в своих подсистемах народные знания, умения и особенности организации жизнедеятельности человека (5 4 ). По мнению Ю. В. Бромлея, С. А. Токарева, Р. Ф. Итса, народная традиция это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса (3 8 ). А. Б. Гофман под народными традициями понимает такие элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (3 8 ). Философы С. А. Арутюнов, М. Ф. Овсянников, С. А. Токарев и др., давая разные определения понятию «народные традиции», сходятся в следующем: сферу народных традиций образуют отношения сложные, варьирующиеся в каждой конкретной ситуации, не допускающие регламентации действий (3 8 ). По мнению И. В. Суханова, в народных традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаехмых из родового потенциала национальной культуры. Мы в своей работе придерживаемся определения, данного Д. И. Водзинским: народные традиции прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура. И. Я. Богуславская в своих исследованиях подчеркивает, что локальные традиции народного искусства изучаются и используются крайне недостаточно, иногда намеренно игнорируются, а внимание к ним объявляется «консервацией старого». Между тем, по утверждению И. Я. Богуславской, региональные традиции народного искусства бездонны, различны и разнообразны по своим истокам, времени формирования, огромному опыту исторического и художественного развития (2 4 ). Особое место в приобщении к национальной культуре отводится народным промыслам. Народно-художественный промысел это форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающая местную культурную традицию. Творческая и |