42 предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища и т.д. Глиняные игрушкисвистульки или, скажем, берестяные бурачки одновременно и бытовые предметы, и высокое искусство. Следует отметить, что народные промыслы отражают не только внешний облик окружающего мира, но также и внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа. Народные промыслы более традиционны. ими управляют неизменные законы, и главное, они открыты и выражают идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и являются самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости и творческой мощи. Народные промыслы активизируют воображение, фантазию, способствуют развитию творческого отношения к миру, без которого немыслима любая человеческая деятельность, направленная на освоение окружающих предметов и явлений. Познание их «фактуры», особенностей, различий, обобщенности способствует развитию навыков определения в них существенного отдаления главного от второстепенного, сведения наблюдаемых подробностей к определенным обобщениям, то есть к выработке мышления. Народные промыслы пробуждают в детях первые яркие образные представления о Родине, о культуре, воспитывают патриотические чувства, приобщают к миру прекрасного. Дети знакомятся с замечательными мастерами, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру. Известный исследователь прикладного искусства 'Г. М. Разина считала, что главной идеей, лежащей в основе народных промыслов, является идея эстетического преображения различных природных материалов (глина, береста, соломка и т.п.). Рассуждая о народных промыслах, нельзя не отметить и обязательные общехудожественные требования, предъявляемые к ним: единство |
профессиональная культура в народных промыслах основана на принципах коллективности. Как утверждают ученые-искусствоведы, педагоги, психологи, народные промыслы неразрывно связаны с бытом, являются развитием местных самобытных культурных традиций, выражением народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда, формируемой запросами социальной среды. Например, образы родной природы воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища и т.д. Глиняные игрушкисвистульки или, скажем, берестяные бурачки одновременно и бытовые предметы, и высокое искусство. Следует отметить, что народные промыслы отражают не только внешний облик окружающего мира, но также и внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа. Народные промыслы более традиционны, ими управляют неизменные законы, и главное, они открыты и выражают идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и являются самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости и творческой мощи. Народные промыслы активизируют воображение, фантазию, способствуют развитию творческого отношения к миру, без которого немыслима любая человеческая деятельность, направленная на освоение окружающих предметов и явлений. Познание их «фактуры», особенностей, различий, обобщенности способствует развитию навыков определения в них существенного отдаления главного от второстепенного, сведения наблюдаемых подробностей к определенным обобщениям, то есть к выработке мышления. Народные промыслы пробуждают в детях первые яркие образные представления о Родине, о культуре, воспитывают патриотические чувства, приобщают к миру прекрасного. Дети знакомятся с замечательными мастерами, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру. Известный исследователь прикладного искусства Т. М. Разина считала, что главной идеей, лежащей в основе народных промыслов, является идея эстетического преображения различных природных материалов (глина, береста, соломка и т.п.). Рассуждая о народных промыслах, нельзя не отметить и обязательные общехудожественные требования, предъявляемые к ним: единство материала; выявление природных свойств самого материала и их использование в качестве выразительных средств (например, в качестве фона или цвета); композиционная цельность произведения, монументальность, самобытное начало, которое, прежде всего, выражается в особенностях народных, национальных представлений о прекрасном, " красоте окружающего мира, благодаря которому народ имеет свою этническую самобытность; преобразование внешнего облика реального мира в условные стилизованные поэтические образы. Таким образом, народные промыслы представляют собой особый творческий процесс, протекающий на основе передаваемой из поколения в поколение системы традиционных художественных принципов (образы, сюжеты, орнаментальные мотивы, специфические признаки и т.д.), что является необходимым условием для их существования и основой формирования эстетических представлений у младших школьников о красоте и самобытности промыслов. В процессе преднамеренного созидания предметов народных промыслов, как считает М. А. Некрасова, мастер чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, а она, в свою очередь, создает в каждой культуре национально-психологический образ мира, свои образы-типы. |