Проверяемый текст
Князева, Наталья Александровна; Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края (Диссертация 2004)
[стр. 43]

43 материала; выявление природных свойств самого материала и их использование в качестве выразительных средств (например, в качестве фона или цвета); композиционная цельность произведения, монументальность, самобытное начало, которое, прежде всего, выражается в особенностях народных, национальных представлений о прекрасном, красоте окружающего мира, благодаря которому народ имеет свою этническую самобытность; преобразование внешнего облика реального мира в условные стилизованные поэтические образы (105).
Таким образом, народные промыслы представляют собой особый творческий процесс, протекающий на основе передаваемой из поколения в поколение системы традиционных художественных принципов (образы, сюжеты, орнаментальные мотивы, специфические признаки и т.д.), что является необходимым условием для их существования и основой формирования эстетических представлений у
школьников о красоте и самобытности промыслов.
В процессе преднамеренного созидания предметов народных промыслов, как считает М.
А.
Некрасова, мастер чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, а она, в свою очередь, создает в каждой культуре национально-психологический образ мира, свои образы-типы.

Четыре формы бытования народных промыслов соответствуют, согласно взглядам М.А.
Некрасовой, четырем слоям культурной традиции
(105).Первой форме соответствуют те виды народных промыслов, которые связаны с породившими их национальными и социальными укладами жизни.
Произведения этой формы функционируют как духовная художественная деятельность, определяются спросом в коллективе этноса.
Вторая форма характеризуется как творчество единичных мастеров, развивающих и сохраняющих унаследованную художественную систему.
Третья форма представляет стихийное развитие народного промысла.
Новый вид промысла
[стр. 39]

замечательными мастерами, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру.
Известный исследователь прикладного искусства Т.
М.
Разина считала, что главной идеей, лежащей в основе народных промыслов, является идея эстетического преображения различных природных материалов (глина, береста, соломка и т.п.).
Рассуждая о народных промыслах, нельзя не отметить и обязательные общехудожественные требования, предъявляемые к ним: единство материала; выявление природных свойств самого материала и их использование в качестве выразительных средств (например, в качестве фона или цвета); композиционная цельность произведения, монументальность, самобытное начало, которое, прежде всего, выражается в особенностях народных, национальных представлений о прекрасном, " красоте окружающего мира, благодаря которому народ имеет свою этническую самобытность; преобразование внешнего облика реального мира в условные стилизованные поэтические образы.
Таким образом, народные промыслы представляют собой особый творческий процесс, протекающий на основе передаваемой из поколения в поколение системы традиционных художественных принципов (образы, сюжеты, орнаментальные мотивы, специфические признаки и т.д.), что является необходимым условием для их существования и основой формирования эстетических представлений у
младших школьников о красоте и самобытности промыслов.
В процессе преднамеренного созидания предметов народных промыслов, как считает М.
А.
Некрасова, мастер чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, а она, в свою очередь, создает в каждой культуре национально-психологический образ мира, свои образы-типы.


[стр.,40]

Четыре формы бытования народных промыслов соответствуют, согласно взглядам М.А.
Некрасовой, четырем слоям культурной традиции
(ПО).Первой форме соответствуют те виды народных промыслов, которые связаны с породившими их национальными и социальными укладами жизни.
Произведения этой формы функционируют как духовная художественная деятельность, определяются спросом в коллективе этноса.
Вторая форма характеризуется как творчество единичных мастеров, развивающих и сохраняющих унаследованную художественную систему.
Третья форма представляет стихийное развитие народного промысла.
Новый вид промысла
возникает сам, иногда совсем неожиданно и как будто случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины.
Здесь народный промысел функционирует весьма интенсивно: обновляет и развивает свои навыки и приемы, но, в сущности, не изменяет своей целостности, что обеспечивает ему развитие и признание.
Четвертая форма бытования представлена организованными мастерскими, в которых развиты преемственность, ученичество, соблюдение канонов и т.д.
Мы считаем, что для формирования национального психологического образа мира у ребенка лучше всего использовать произведения прикладного искусства четвертой формы бытования народных промыслов (согласно предложенной классификации М.
А.
Некрасовой).
В связи с контекстом нашего исследования мы более детально остановимся на основных положениях искусствознания о сущности народных промыслов, отраженных в исследованиях отечественных ученых.
Т.
М.
Разина утверждает, что «народные промыслы многофункциональное явление по своей сути.
Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции их находятся в синкретическом единстве» (145, С.
76 ).
Бытовая сущность произведений народных промыслов является следствием созидательной деятельности

[Back]