Проверяемый текст
Князева, Наталья Александровна; Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края (Диссертация 2004)
[стр. 44]

44 возникает сам, иногда совсем неожиданно и как будто случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины.
Здесь народный промысел функционирует весьма интенсивно: обновляет и развивает свои навыки и приемы, но, в сущности, не изменяет своей целостности, что обеспечивает ему развитие и признание.
Четвертая форма бытования представлена организованными мастерскими, в которых развиты преемственность, ученичество, соблюдение канонов и т.д.
Мы считаем, что для формирования национального психологического образа мира у ребенка лучше всего использовать произведения прикладного искусства четвертой формы бытования народных промыслов (согласно предложенной классификации М.

Л.
Некрасовой).
В связи с контекстом нашего исследования мы более детально остановимся на основных положениях искусствознания о сущности народных промыслов, отраженных в исследованиях отечественных ученых.
Т.
М.
Разина утверждает, что «народные промыслы многофункциональное явление
но своей сути.
Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции их находятся в синкретическом единстве»
(136, с.
76).
Бытовая сущность произведений народных промыслов является следствием созидательной деятельности
людей, производящих жизненно необходимые предметы.
В этом искусстве народных промыслов нет бесполезного, бесцельного, нежизненного.
Полезность, отражающая реальные потребности людей и характер их быта, особенности природы и климата, функциональное удобство несет в себе эстетическое начало.
Самосозидание, пробуждающее и активизирующее творчество в процессе труда, также несет в себе элемент эстетического.
Поэтому бытовая функция народных промыслов так органично связана с идейно-эстетической.
В.
М.
Василенко, развивающий в своих трудах мысль о преобразующей функции народных промыслов, говорит о значительности идейно
[стр. 40]

Четыре формы бытования народных промыслов соответствуют, согласно взглядам М.А.
Некрасовой, четырем слоям культурной традиции (ПО).Первой форме соответствуют те виды народных промыслов, которые связаны с породившими их национальными и социальными укладами жизни.
Произведения этой формы функционируют как духовная художественная деятельность, определяются спросом в коллективе этноса.
Вторая форма характеризуется как творчество единичных мастеров, развивающих и сохраняющих унаследованную художественную систему.
Третья форма представляет стихийное развитие народного промысла.
Новый вид промысла возникает сам, иногда совсем неожиданно и как будто случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины.
Здесь народный промысел функционирует весьма интенсивно: обновляет и развивает свои навыки и приемы, но, в сущности, не изменяет своей целостности, что обеспечивает ему развитие и признание.
Четвертая форма бытования представлена организованными мастерскими, в которых развиты преемственность, ученичество, соблюдение канонов и т.д.
Мы считаем, что для формирования национального психологического образа мира у ребенка лучше всего использовать произведения прикладного искусства четвертой формы бытования народных промыслов (согласно предложенной классификации М.

А.
Некрасовой).
В связи с контекстом нашего исследования мы более детально остановимся на основных положениях искусствознания о сущности народных промыслов, отраженных в исследованиях отечественных ученых.
Т.
М.
Разина утверждает, что «народные промыслы многофункциональное явление
по своей сути.
Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции их находятся в синкретическом единстве»
(145, С.
76 ).
Бытовая сущность произведений народных промыслов является следствием созидательной деятельности


[стр.,41]

людей, производящих жизненно необходимые предметы.
В этом искусстве народных промыслов нет бесполезного, бесцельного, нежизненного.
Полезность, отражающая реальные потребности людей и характер их быта, особенности природы и климата, функциональное удобство несет в себе эстетическое начало.
Самосозидание, пробуждающее и активизирующее творчество в процессе труда, также несет в себе элемент эстетического.
Поэтому бытовая функция народных промыслов так органично связана с идейно-эстетической.
В.
М.
Василенко, развивающий в своих трудах мысль о преобразующей функции народных промыслов, говорит о значительности идейносмыслового
и эстетического содержания произведений народных мастеров, что действительно связано с их стремлением преобразить свою жизнь (9 ).
Говоря о народных промыслах, нельзя не сказать о традиционных, наиболее общих художественных принципах, характерных суммарных признаках, выделяемых в исследованиях М.
А.
Некрасовой (109, 110): 1.
Утилитарность, практическая предназначенность была свойственна народному промыслу с самого его появления, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
Каждый промысел, каждая его разновидность рождались в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности.
Последними предопределялось и чрезвычайное его разнообразие и богатство.
Изготовляемые для бытовых и хозяйственных целей предметы в руках мастеров превращались в произведения искусства, и здесь давали о себе знать сила и глубина духовной, эмоциональной жизни народа, его незаурядная художественная одаренность, его размышления о характере окружающего мира.
Так, весь быт крестьянина: от его жилища и обстановки до утвари и орудий труда приобретал эстетические достоинства, оказывался в сфере искусства, которое мы сегодня называем народным.

[Back]