45 смыслового и эстетического содержания произведений народных мастеров, что действительно связано с их стремлением преобразить свою жизнь (9). Говоря о народных промыслах, нельзя не сказать о традиционных, наиболее общих художественных принципах, характерных суммарных признаках, выделяемых в исследованиях М. А. Некрасовой (104, 105): 1. Утилитарность, практическая предназначенность была свойственна народному промыслу с самого его появления, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов. Каждый промысел, каждая его разновидность рождались в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности. Последними предопределялось и чрезвычайное его разнообразие и богатство. Изготовляемые для бытовых и хозяйственных целей предметы в руках мастеров превращались в произведения искусства, и здесь давали о себе знать сила и глубина духовной, эмоциональной жизни народа, его незаурядная художественная одаренность, его размышления о характере окружающего мира. Так, весь быт крестьянина: от его жилища и обстановки до утвари и орудий труда приобретал эстетические достоинства, оказывался в сфере искусства, которое мы сегодня называем народным, 2. Тесное, всецелое срастание произведений народных промыслов с окружающей жизнью, родной природой, прочность этого соединения декоративно-прикладного искусства обусловливают их правдивость, смысловую точность, глубокое эстетическое содержание, отображение в них существующих идейных и нравственных представлений о человеке, обществе, жизни и характерных чувствованиях своей эпохи. 3. Единство материала и технического приема в народных промыслах не просто темы и мотивы, которые, независимо от материала, могут быть одни, а могут быть и другие, как это бывает в профессиональном искусстве, тут само искусство предстает в сочетании мотивов, материала и приемов его обработки, все это слито друг с другом и приобретает черты неделимого |
людей, производящих жизненно необходимые предметы. В этом искусстве народных промыслов нет бесполезного, бесцельного, нежизненного. Полезность, отражающая реальные потребности людей и характер их быта, особенности природы и климата, функциональное удобство несет в себе эстетическое начало. Самосозидание, пробуждающее и активизирующее творчество в процессе труда, также несет в себе элемент эстетического. Поэтому бытовая функция народных промыслов так органично связана с идейно-эстетической. В. М. Василенко, развивающий в своих трудах мысль о преобразующей функции народных промыслов, говорит о значительности идейносмыслового и эстетического содержания произведений народных мастеров, что действительно связано с их стремлением преобразить свою жизнь (9 ). Говоря о народных промыслах, нельзя не сказать о традиционных, наиболее общих художественных принципах, характерных суммарных признаках, выделяемых в исследованиях М. А. Некрасовой (109, 110): 1. Утилитарность, практическая предназначенность была свойственна народному промыслу с самого его появления, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов. Каждый промысел, каждая его разновидность рождались в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности. Последними предопределялось и чрезвычайное его разнообразие и богатство. Изготовляемые для бытовых и хозяйственных целей предметы в руках мастеров превращались в произведения искусства, и здесь давали о себе знать сила и глубина духовной, эмоциональной жизни народа, его незаурядная художественная одаренность, его размышления о характере окружающего мира. Так, весь быт крестьянина: от его жилища и обстановки до утвари и орудий труда приобретал эстетические достоинства, оказывался в сфере искусства, которое мы сегодня называем народным. 2 . Тесное, всецелое срастание произведений народных промыслов с окружающей жизнью, родной природой, прочность этого соединения декоративно-прикладного искусства обусловливают их правдивость, смысловую точность, глубокое эстетическое содержание, отображение в них существующих идейных и нравственных представлений о человеке, обществе, жизни и характерных чувствованиях своей эпохи. 3 . Единство материала и технического приема в народных промыслах не просто темы и мотивы, которые, независимо от материала, могут быть одни, а могут быть и другие, как это бывает в профессиональном искусстве, тут само искусство предстает в сочетании мотивов, материала и приемов его обработки, все это слито друг с другом и приобретает черты неделимого целого. 4 . Традиционность как обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогает народному промыслу самому стать как бы живым организмом со своим сложившимся характером. 5 . Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляет мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты сил и времени, создает условия проявления подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного промысла. 6 . Предельная экономия художественных средств. Те же самые преемственность, традиционность, коллективная основа не только помогают вырабатывать «оптимальные» варианты сочетаний материалов с типами изделий из них и способами обработки, но и приводят к отбору наиболее экономных художественных средств при максимальной выразительности. 7 . Народная декоративность, праздничность впечатления. Основная цель художественного оформления предметов украсить быт людей обуславливает и направленность творчества мастера, наделяющего вещи красотой, проявляющей себя в элементах декоративной орнаментальное™, |