48 приемы, пути и формы воспитания подрастающего поколения. Многообразие национальностей, проживающих на территории Кировской и Архангельской областей, важно учитывать при работе с детьми. Одним из самобытных центров русских умельцев народных промыслов, отмеченных своей непохожестью, печатью особого таланта, является Вятка. Глубокое постижение и изучение многообразия местных традиций, народных промыслов Вятского края является перспективой возрождения и успешного развития народного декоративно-прикладного искусства Вятки. Вятский край богат народными промыслами, которые отличаются от промыслов, взятых в целом по России, своей уникальностью сюжетов, обилием вариантов узоров. В рамках поставленного вопроса дадим краткую характеристику народных промыслов Вятского края, которые мы отнесли по предложенной М. А. Некрасовой классификации к четвертой, высшей форме бытования народных промыслов, и которые мы предлагаем включать в работу с детьми младшего школьного возраста. Говоря о вятском народном промысле, особо отметим пристальный интерес к дымковской народной игрушке искусствоведов И. Я. Богуславской, Г. Л. Дайн, А. И. Деньшина, Л. А. Динцес, О. А. Квасова и др. Анализируя происхождение дымковской игрушки, нужно отметить, что она всегда была такой, как сейчас. Путь ее развития от древней, примитивной до художественно-современной можно условно проследить на протяжении двух веков: от примитивного изображения глиняных шаров и свистулек к образам барышень, птиц, животных, растений. На протяжении XX века в тематику игрушек мастерами-умельцамн были внесены современные сюжеты, что частично способствовало превращению дымковской игрушки в сувенир и снизило ее педагогическое значение. Дымковская игрушка, будучи чисто народной, как отмечается в исследовании Н. С. Александровой, отразила обычаи и нравы, стереотипы |
44 древние народные традиции не только продолжают играть заметную роль в народном промысле, но и становятся чуть ли не основной направляющей силой развития творчества профессиональных художников, придавая созданным ими произведениям неповторимое национальное своеобразие. Как отмечает Г. Н. Волков, Вятка это часть России с самобытной историей и культурой, вятские это люди с особым менталитетом, со своеобразным характером, национальными особенностями, это народ с высокоразвитым чувством регионального патриотизма, опирающегося на национальную гордость. В опыте народного воспитания вятичей отразились как социально-экономические особенности, так и специфика национального характера, его психологического склада. Постепенно складывались самобытные нравственные идеалы, духовная культура вятского народа, формировались и шлифовались народные традиции и обычаи, методы и приемы, пути и формы воспитания подрастающего поколения. Так, сельского населения в Кировской области около 30 %, а городского 70 %. В области насчитывается более ста национальностей: русские 9 0 %, татары 2 ,7 %, марийцы 2 ,6 %, удмурты 1,4 %, украинцы 1,1 %, а также румыны, венгры, болгары, буряты, абхазцы, сербы, словаки, вьетнамцы, цыгане, башкиры, греки, корейцы, арабы, евреи, испанцы, хорваты, турки, индусы (1), негры (метисы) и т.д. Многообразие национальностей, проживающих на территории Кировской области, важно учитывать при работе с детьми. Одним из самобытных центров русских умельцев народных промыслов, отмеченных своей непохожестью, печатью особого таланта, является Вятка. Глубокое постижение и изучение многообразия местных традиций, народных промыслов Вятского края является перспективой возрождения и успешного развития народного декоративно-прикладного искусства Вятки. 45 Вятский край богат народными промыслами, которые отличаются от промыслов, взятых в целом по России, своей уникальностью сюжетов, обилием вариантов узоров. В рамках поставленного вопроса дадим краткую характеристику народных промыслов Вятского края, которые мы отнесли по предложенной М. А. Некрасовой классификации к четвертой, высшей форме бытования народных промыслов, и которые мы предлагаем включать в работу с детьми младшего школьного возраста. Говоря о вятском народном промысле, особо отметим пристальный интерес к дымковской народной игрушке искусствоведов И. Я. Богуславской, Г. Л. Дайн, А. И. Деньшина, Л. А. Динцес, О. А. Квасова и др. Анализируя происхождение дымковской игрушки, нужно отметить, что она всегда была такой, как сейчас. Путь ее развития от древней, примитивной до художественно-современной можно условно проследить на протяжении двух веков: от примитивного изображения глиняных шаров и свистулек к образам барышень, птиц, животных, растений. На протяжении XX века в тематику игрушек мастерами-умельцами были внесены современные сюжеты, что частично способствовало превращению дымковской игрушки в сувенир и снизило ее педагогическое значение. Дымковская игрушка, будучи чисто народной, как отмечается в исследовании Н. С. Александровой, отразила обычаи и нравы, стереотипы русской жизни. «В лице дымковской керамики мы имеем дело со своего рода генофондом, способным обеспечить восстановление, распространение и развитие русской материально-художественной культуры» (9 ). Многообразие дымковских игрушек одна из главных особенностей промысла отражает социальный, предметный и природный миры. За внешней важностью и серьезностью игрушечного мира встает яркий и выразительный социальный мир игрушечных образов, которые служат главному введению ребенка |