Проверяемый текст
Князева, Наталья Александровна; Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края (Диссертация 2004)
[стр. 50]

50 Краткая историческая справка о промысле по изготовлению матрешек Этот промысел возник на Вятской земле в конце XIX века.
Сначала матрешек изготовляли кустари-надомники, раскрашивая и оформляя изделия выжиганием.

Г} начале XX века кустари стали объединяться в артели.
Основной особенностью вятской матрешки {1а сегодняшний день является инкрустация соломкой в сочетании с росписью по мотивам старинных художественных изделий Вятского края.
В наши дни вятская матрешка, наряду с загорской, семеновской, известна не только в России, но и экспортируется в Германию, Италию, Францию и другие страны мира
(137).
Краткая историческая справка о промысле по изготовлению
изделий из капо-корня Народные умельцы Вятки нашли особый лесной материал кап.
Кап это нарост, или «наплыв», на ветвях старых деревьев дуба, ольхи, осины, а чаще березы.
Искусство обработки капа известно на Вятке с XVI века.
В те давние времена из капа делали посуду курительные трубки, охотничьи ножи.
В середине XIX века
Л.
Ковязин на берегу реки Вятки па корневищах старых берез нашел «наплыв», похожий на кап, который стали называть капо-корень.
Капо-корень не уступает по своим декоративным качествам*капу, но превосходит его по своим размерам и гораздо чаще встречается.

В начале XX иска мастера объединились в артель в селе Лолатовском, что недалеко от г.
Кирова.
И сегодня делают мастера свои чудесные шкатулки на удивление миру и
гго традиции со многими своими секретами (137) Краткая историческая справка о промысле вышивания Наиболее ранние этнографические материалы, относящиеся даже и к XVIII в., демонстрируют уже полное господство народного промысла вышивки.
В XIX веке у всех этнических групп населения вятского региона вышивкой украшались одежда, полотенца, скатерти и т.д.

В зависимости от признака, который положен в основу построения какой-либо систематизации этого вида народного искусства, выделяется множество вариантов вышивки.
Прежде всего различается вышивка
но материалу на конопле, шерсти, льне шелке и т.д.
По технике выполнения все традиционно бы товавшие в вятском регионе вышивки делятся на несколько
видоз.
Вышивали мастерицы «росписью», «косой стежкой», «ковровой вышивкой», «настилом», «простым и сложным
[стр. 46]

46 через игровые роли в мир взрослых.
Главное место в дымковской игрушке отведено образу человека, мужчины и женщины, раскрываются их роль и положение в жизни.
Причем, как отмечают исследователи, в этом промысле представлены не только провинциальные типажи, но и их отношения.
Педагогами и искусствоведами достаточно полно и широко изучается дымковская игрушка для украшения интерьеров и для обучения детей декоративному рисованию, декоративной лепке.
Однако игровой потенциал этого народного промысла изучен лишь в исследовании Н.
С.
Александровой и Р.
Г.
Казаковой (9 ).
Предполагается, что одно название «игрушка» во многом раскрывает функции дымковской игрушки.
Краткая историческая справка о промысле
кружевоплетеиия На Вятской земле кружевной промысел известен с середины XVIII века.
Кружева вятских мастериц отличаются большим разнообразием ажурных переплетений, которые переходят в сеточку или тесьму, придавая изделию ажурность, легкость, красоту (см.
Приложение 1).
Особенностями орнамента являются пышные розетки, тонкая решетка заполняет свободный от орнамента фон, орнамент оживляют накладные элементы плетения.
Современные кружева выполняются из хлопчатобумажных, льняных нитей и люрекса.
Еще одной особенностью вятского кружева можно считать то, что кружевницы часто обращаются к мотивам дымковской игрушки.
К изделиям данного промысла можно отнести салфетки, дорожки, воротнички сложной формы, кокетки к платьям, шарфы, перелинки и многое другое (146).
Краткая историческая справка о промысле по изготовлению
матрешек Этот промысел возник на Вятской земле в конце XIX века.
Сначала матрешек изготовляли кустари-надомники, раскрашивая и оформляя изделия выжиганием.

В начале XX века кустари стали объединяться в артели (см.
Приложение 2).
Основной особенностью вятской матрешки на сегодняшний день является инкрустация соломкой в сочетании с росписью по мотивам старинных художественных изделий Вятского края.
В наши дни вятская матрешка, наряду с загорской, семеновской, известна не только в России, но и экспортируется в Германию, Италию, Францию и другие страны мира
(146).


[стр.,47]

Краткая историческая справка о промысле по изготовлению изделий из капо-корня Народные умельцы Вятки нашли особый лесной материал —кап.
Кап это нарост, или «наплыв», на ветвях старых деревьев дуба, ольхи, осины, а чаще березы.
Искусство обработки капа известно на Вятке с XVI века.
В те давние времена из капа делали посуду, курительные трубки, охотничьи ножи.
В середине XIX века
А.
Ковязин на берегу реки Вятки на корневищах старых берез нашел «наплыв», похожий на кап, который стали называть капо-корень.
Капо-корень не уступает по своим декоративным качествам капу, но превосходит его по своим размерам и гораздо чаще встречается
(см.
Приложение 3) В начале XX века мастера объединились в артель в селе Лопатовском, что недалеко от г.
Кирова.
И сегодня делают мастера свои чудесные шкатулки на удивление миру и
по традиции со многими своими секретами (146) Краткая историческая справка о промысле вышивания Наиболее ранние этнографические материалы, относящиеся даже и к XVIII в., демонстрируют уже полное господство народного промысла вышивки.
В XIX веке у всех этнических групп населения вятского региона вышивкой украшались одежда, полотенца, скатерти и т.д.

(см.
Приложение 4) В зависимости от признака, который положен в основу построения какой-либо систематизации этого вида народного искусства, выделяется множество вариантов вышивки.
Прежде всего различается вышивка
по материалу на конопле, шерсти, льне шелке и т.д.
По технике выполнения все традиционно бытовавшие в вятском регионе вышивки делятся на несколько
видов.
Вышивали мастерицы «росписью», «косой стежкой», «ковровой вышивкой», «настилом», «простым и сложным
крестом», «тамбуром», «гладью», «ришелье», «мережкой».
К концу XX столетия произошло почти полное исчезновение ручного вышивания.
Вторую жизнь вышивке с народными мотивами дала замена ручного способа вышивания машинным.
Показательны в этом плане достижения специалистов «Кировской фабрики строчевышитых изделий им.
8 Марта», среди которых были: платья, сарафаны, халаты, блузки, комплекты для кухни, декоративные полотенца.
На них возрождались не только старинные растительные узоры, но и исконно вятские «птицы», «коньки», даже женские фигуры (146).
Краткая историческая справка тетюшечного промысла, т.е.
промысла по плетению из лозы и соснового корня Плетение из ивового прута ремеслом становится только в XIX веке.
Послужила тому европейская мода на плетеные изделия и мебель.
Основой плетюшечного дела была корзина, и плели ее всюду по Вятской губернии.
В районах Кировской области плетение еще живет, умельцы продолжают плести корзины разных размеров, плетеную игрушку (с.
Бобино), а в пос.
Просница и в Даровском районе плетут мебель.
Не исчезло и ремесло вятских плетюшечников плетение из соснового корня.
Местные умельцы плетут, как в старину, сохраняя приверженность

[Back]