В народных промыслах, как и в народной культуре в целом, воплощены обычаи и традиции народа. Школьник, в условиях возрождения не только культуры, но и ценностей, должен освоить самые лучшие представления о быте, характере, традициях и обычаях своего народа. Актуальность изучения народных промыслов объясняется, на наш взгляд, их значительным воспитательным потенциалом, влиянием на формирование трудовой активности младшего школьника. Осмысление школьниками народных промыслов, их детальное и комплексное изучение позволит обогатить теорию и практику начальной школы. Па основе анализа педагогических и искусствоведческих работ можно констатировать, что народное искусство, являясь ярчайшим показателем этноса, его творческого потенциала, связано с историческим, духовным, хозяйственным опытом народа. Народные промыслы развиваю! местные самобытные культурные традиции Вятского края и Архангельской области, выражают народное художественное мировоззрение, формируемое запросами социальной среды, эстетику коллективного труда. Рассматривая вятские и архангельские народные промыслы, важно отметить, что в них воплощены обычаи и традиции народа, они являются уникальными и присущими только этим регионам. В условиях возрождения не только культур, но и ценностей народа актуальность изучения народных промыслов объясняется, на наш взгляд, их значительным воспитательным потенциалом, их влиянием на формирование трудовой активности школьников. Важно подчеркнуть художественно-педагогический потенциал народных промыслов как средства развития детей. Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания, что чувство народности сильно в каждом человеке и |
49 квадратной, многоугольной расцветают причудливые узоры из розеток, ромбов, цветов и веточек, поражая световыми сочетаниями и тщательной отделкой (146) Мы предполагаем, что использование народных промыслов Вятского края (вятские кружева, вышивка, матрешка, соломка, капо-корень, плетеные изделия из лозы и бересты, дымковская игрушка) в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками может способствовать эффективному формированию художественно-творческой активности младших школьников. Мы остановились на народных промыслах Вятского края, получивших признание и прошедших проверку временем. Народные промыслы Вятского края, в соответствии с классификацией М. А. Некрасовой, относятся к четвертой форме бытования, и лишь кружевоплетение к первой форме бытования. В народных промыслах, как и в народной культуре в целом, воплощены обычаи и традиции вятского народа. Младший школьник, в условиях возрождения не только культуры, но и ценностей, должен освоить самые лучшие представления о быте, характере, традициях и обычаях своего народа. Актуальность изучения народных промыслов объясняется, на наш взгляд, их значительным воспитательным потенциалом, влиянием на формирование художественно-творческой активности младшего школьника. Осмысление младшими школьниками народных промыслов, их детальное и комплексное изучение позволит обогатить теорию и практику начальной школы. Рассматривая виды народных промыслов Вятского края, мы сочли необходимым рассмотреть и проанализировать существующие классификации и представить авторскую классификацию. Для нас наиболее значимыми как в теоретическом, так и практическом плане являются классификации, предложенные теоретиками XX века 52 На основе анализа педагогических и искусствоведческих работ можно констатировать, что народное искусство, являясь ярчайшим показателем этноса, его творческого потенциала, связано с историческим, духовным, хозяйственным опытом народа. Народные промыслы развивают местные самобытные культурные традиции Вятского края, выражают народное художественное мировоззрение, формируемое запросами социальной среды, эстетику коллективного труда. Рассматривая вятские народные промыслы, важно отметить, что в них воплощены обычаи и традиции вятского народа, они являются уникальными и присущими только Вятскому краю. В условиях возрождения не только культур, но и ценностей народа Вятки актуальность изучения народных промыслов объясняется, на наш взгляд, их значительным воспитательным потенциалом, их влиянием на формирование художественно-творческой активности младших школьников. Важно подчеркнуть художественно-педагогический потенциал народных промыслов как средства развития детей. Выдающиеся педагоги Я. А. Коменский, A.C. Макаренко, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом. К. Д. Ушинский считал народную педагогику как проявление педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми. 53 Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в прикладном искусстве народных промыслах. Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания, что чувство народности сильно в каждом человеке и образовательные системы определяются национально неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. В. С. Мухина отмечает, что уже в шестилетнем возрасте целесообразно формировать национальное самосознание через развитие национальных чувств ребенка. Под национальными чувствами она понимает «переживания личности, связанные с отождествлением себя с представителями данной этнической общности, присвоением базовых культурных ценностей определенной нации» (157). Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам национальных культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой (Н. С. Александрова, Ш. М.-Х. Арсалиев, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Т. Н. Петрова, В. Д. Путилин, М. Г. Тайчинов и др.). Духовный потенциал человека, по мнению Н. С. Александровой, определяется не столько степенью его приобщенности к национальной культуре, сколько к региональным культурным традициям своего народа, ибо стремление учителей дать большой объем знаний приводит к тому, что |