59 Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Одним из средств, способствующих формированию трудовой активности личности, несущих в себе колоссальный воспитательный потенциал, являются народные художественные промыслы, поскольку в них заключено самое лучшее в нравственно-эстетическом отношении. К тому же они способствуют развитию у учащихся творчества в процессе трудовой деятельности. Рассмотрим подходы ученых к понятию «творчество». Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведения искусства, то есть специфическое отражение объективной реальности в особой форме форме художественных образов. Рассматривая народные промыслы, необходимо отметить, что они являются ярчайшим показателем этноса, его духовного состояния и творческого потенциала. В богатстве своих народных традиций они связаны с определенной территорией (землей), ее историческим, духовным, хозяйственным опытом. На основе всего этого развивается народная культура, складывается народный промысел. Современные народные промыслы это производство изделий утилитарно-бытового и декоративного назначения, они основываются на широком применении ручного творческого высококвалифицированного труда и исторически сложившихся художественно-технических традиций. |
54 учащиеся не успевают эмоционально воспринять и осмыслить их содержание. Поэтому мы считаем, что нужно строить обучение и эстетическое воспитание младших школьников на основе знания национальной культуры, национальных традиций и обычаев, творчества собственного народа, то есть на материале, который в естественной, ненавязчивой форме позволяет усвоить жизненный опыт громадного количества поколений, который оказывает влияние на всю личность младшего школьника: его чувства, эмоции, его разум, нравственноэстетические качества, его активность через обращение к глубоким, внутренним сторонам души. Одним из средств, способствующих формированию художественнотворческой активности личности, несущих в себе колоссальный воспитательный потенциал, являются народные художественные промыслы, поскольку в них заключено самое лучшее в нравственно-эстетическом отношении. К тому же они способствуют развитию у учащихся творчества в процессе художественно-творческой деятельности. Рассмотрим подходы ученых к понятию «творчество». Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведения искусства, то есть специфическое отражение объективной реальности в особой форме форме художественных образов. Рассматривая народные промыслы, необходимо отметить, что они являются ярчайшим показателем этноса, его духовного состояния и творческого потенциала. В богатстве своих народных традиций 55 они связаны с определенной территорией (землей), ее историческим, духовным, хозяйственным опытом. На основе всего этого развивается народная культура, складывается народный промысел. Современные народные промыслы это производство изделий утилитарно-бытового и декоративного назначения, они основываются на широком применении ручного творческого высококвалифицированного труда и исторически сложившихся художественно-технических традиций. Образы в изделиях народных промыслов развивают чувство истории, привязанности к родному краю, учат образному мышлению. Еще в 20-е годы XX века А. В. Бакушинский отмечал естественную потребность детей создавать узоры. Усваивая принципы народных промыслов, ребенок учится воплощать в художественном творчестве органичную для человеческой натуры гармонию объемов, линий и красок, восходящую к совершенным природным прототипам. Чистота духовного мира, отдалившегося в творчестве народных мастеров, оказывается насущно необходимой современному человеку, так же как и активное освоение наследия народного искусства, его полноценное включение в нашу сегодняшнюю культуру (18). Как показывает практика начальной школы, работа с детьми по изучению народных промыслов Вятского края проводится бессистемно, планируется эпизодично, поэтому является менее эффективной. Мы предполагаем, что в процессе обучения, игры, труда учитель может знакомить младших школьников с отличительными особенностями народных промыслов, включать детей в процесс изготовления изделий из различных материалов по мотивам народных промыслов Вятского края, в результате которого учащиеся приобретают навыки работы с художественными природными материалами, у детей воспитывается положительное отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства, что |