Проверяемый текст
Князева, Наталья Александровна; Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края (Диссертация 2004)
[стр. 61]

6 ! воплощению определенного идейно-образного замысла в произведении искусства.
Творчество и творческие процессы, как в науке, так и в искусстве, представляют собой сложные явления, отличающиеся многообразными особенностями.
В то
лее время любому творческому процессу присуще нечто общее, объективное, закономерное.
Ведущие психологи отечественной науки Б.
М.
Кедров,
Л.
Н.
Леонтьев, Д.
Н.
Узнадзе и др.
считают творческий процесс управляемым.
Творческая деятельность в педагогических исследованиях рассматривается не как стихийное выражение неосознанных действий, а как вполне осознанная деятельность, в процессе которой человек постоянно совершенствуется и духовно обогащается.

Творчество как созидательная деятельность человека самым теснейшим образом связана с наличием у человека определенных качеств соответствующего уровня: интеллектуальных способностей, умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации, быстроты реакции, нестандартности мышления, творческого воображения, развитой интуиции, самостоятельности и потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей
(Л.
В.
Бакушинский, Т.
С.
Комарова, Б.
М.
Йеменский, Т.
Я.
Шпикалова, Б.
П.
Юлов и др.).
Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности создает основу для развития генетически заложенных природой в человеке качеств, их совершенствования, формирования и развития новых, приобретенных в процессе социальных преобразований.

Таким образом, в целях сохранения этнокультурного наследия различных народов РФ
необходимы переориентировка образовательных школ на удовлетворение национально-культурных запросов детей и их родителей, развитие регионально-национального компонента в содержании образования, построение содержания образования на основе этнопедагогики, этнокультуры и воспитание детей как продолжателей национальных
[стр. 56]

56 способствует эффективному формированию художественно-творческой активности.
В.
С.
Кузин определяет художественное творчество как «деятельность, в результате которой художники создают новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение» и указывает, что «активное, исключительно целенаправленное отношение личности к процессу творчества является составным элементом творчества» (84).
Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в произведении искусства.
Творчество и творческие процессы, как в науке, так и в искусстве, представляют собой сложные явления, отличающиеся многообразными особенностями.
В то
же время любому творческому процессу присуще нечто общее, объективное, закономерное.
Ведущие психологи отечественной науки Б.
М.
Кедров,
А.
Н.
Леонтьев, Д.
Н.
Узнадзе и др.
считают творческий процесс управляемым.
Творческая деятельность в педагогических исследованиях рассматривается не как стихийное выражение неосознанных действий, а как вполне осознанная деятельность, в процессе которой человек постоянно совершенствуется и духовно обогащается.

Неоднозначность взглядов многих исследователей на сущность творчества, реальное наличие в любом творчестве логических этапов и рациональных элементов позволяет выстраивать обобщенные модели творческого процесса.
В нашем исследовании мы попытаемся моделировать художественно-творческий процесс средствами народных промыслов.
Говоря о художественно-творческой деятельности школьников, мы исходим из понимания творчества в отечественной педагогике как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством

[стр.,57]

57 специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий.
Применительно к изобразительному творчеству младших школьников это процесс создания субъективно нового (для школьников) продукта, в который вложены знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные учащимися самостоятельно.
Творчество как созидательная деятельность человека самым теснейшим образом связана с наличием у человека определенных качеств соответствующего уровня: интеллектуальных способностей, умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации, быстроты реакции, нестандартности мышления, творческого воображения, развитой интуиции, самостоятельности и потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей
(А.
В.
Бакушинский, Т.
С.
Комарова, Б.
М.
Йеменский, Т.
Я.
Шпикалова, Б.
П.
Юлов и др.).
Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности создает основу для развития генетически заложенных природой в человеке качеств, их совершенствования, формирования и развития новых, приобретенных в процессе социальных преобразований.

В следующем параграфе нашего исследования мы представим анализ научно-педагогических подходов к включению народных промыслов в учебно-педагогический процесс начальной школы.


[стр.,72]

народного творчества как целостной этнопедагогической системы, разработан комплекс уроков, включающий в себя научно обоснованное теоретическое и практическое содержание уроков и модели к ним в соответствии с программой «Русское народное творчество», обеспечивающий целостное представление младших школьников о народной культуре.
Н.С.
Ширяевой предложены этнопедагогические приемы, повышающие эффективность обучения младших школьников основам народной культуры лишь на основе техники кожной прессации, аромотехники, цветотехники (193).
Таким образом, в целях сохранения этнокультурного наследия различных народов РФ,
в том числе и Вятского края, необходимы переориентировка образовательных школ на удовлетворение национальнокультурных запросов детей и их родителей, развитие региональнонационального компонента в содержании образования, построение содержания образования на основе этнопедагогики, этнокультуры и воспитание детей как продолжателей национальных традиций.
Народные традиции, народные промыслы региона это основа развития личности, важные средства формирования художественно-творческой активности.
Ввиду того, что одной из задач нашего исследования была разработка модели формирования художественно-творческой активности на основе изучения народных промыслов Вятского края, перейдем к ее описанию.
Объектом анализа в данном параграфе является формирование художественно-творческой активности младших школьников средствами народных промыслов Вятского края.
Формирование художественнотворческой активности, как педагогическое явление, рассматривается нами через призму системного подхода.
В педагогических разработках данный подход в исследовании педагогических явлений мы находим в теории формирования системных образований личности (А.
А.
Бодалев, Л.
И.
Божович и др.), в теории воспитательных систем (Ю.
А.
Бабанский, Л.
И.
Новиков, В.
А.
Сластенин, Ю.
П.
Сокольников и др.).

[Back]