[62]. Недаром А.Н.Леонтьев писал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [168]. Мотив, по определению А.Н.Леонтьева, это предмет, выступающий в качестве средства удовлетворения потребности или как состояние нужды. А мотивация, как совокупность мотивов, выступает более широким определением по сравнению с понятием мотив. Мотив в отличие от мотивации, это то, что принадлежит самому субъекту, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий [72]. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, методам ее изучения. Поэтому следует обратиться к источникам происхождения понимания этого непростого явления в жизнедеятельностной активности человека. Первые определения активности человека встречаются у философов древних времен: Сократа, Платона, Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Спинозы и др. Они упоминали о нужде, как «учительнице» жизни, которая привела в действие эмоциональные переживания и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Особое значение потребностям, как основным источникам активности человека, придавали ученые конца XVIII века. Они понимали потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущим к удовольствию, к душевным и телесным привычкам; как движущий фактор наших страстей, воли, умственной активности; как реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, приводящее в действие наш ум, чувства и волю; как страсти, которые возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей и т.д. 16 |
18 влечения, побуждения и склонности, желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга, морально-политические установки и помыслы, психические •’i процессы, состояния и свойства ^ичности, предметы внешнего мира, установки, условия существования [27, 78, 171, 198]. * Недаром А.Н.Леонтьев писал, что работы по проблеме мотивациипочти не поддаются систематизации. Как в этой сложной ситуации быть тем, кто имеет дело с обучением и воспитанием детей? Одним из ответов на этот вопрос служит предположение В.К.Вилюнаса о снятии в науке обсуждения о мотивах и сосредоточении внимания на более отчетливом обозначении и описании отдельных феноменов, принимаемых в качестве побудителей активности. Другой подход, направленный на сужение содержания понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввода новых понятий, предлагает В.А.Иванников. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями моти% вационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение». В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [192]. Мотив, по определению А.Н.Леонтьева, это предмет, выступающий в качестве средства удовлетворения потребности или как состояние нужды. А мотивация, как совокупность мотивов, выступает более широким определением по сравнению с понятием «мотив». Мотив в отличие от мотивации, это то, что принадлежит самому субъекту, является его устойчивым личностным • свойством, изнутри побуждающим к совершению определенныхдействий. Противоречие существует и по вопросу местоположения мотивов и мотивации. К чему относятся мотивы и мотивация к действиям, к деятельности? А.Н.Леонтьев в 1956 г. писал, что мотив побуждает отдельное, частное 19 действие. Но в более поздних работах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива [68]. Таким образом, сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, приро* ды, структуры, методам ее изучения. Поэтому следует обратиться к источникам происхождения понимания этого непростого явления в жизнедеятельностной активности человека. Первые определения активности в человеке встречаются у философов древних времен: Сократа, Платона, Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Спинозы и др. Они упоминали о нужде, как «учительнице» жизни, которая «привела в действие эмоциональные переживания и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду» [67]. По мнению Гераклита «побудительные силы, влечения, потребности» определяются условиями жизни. Сократ писал о том, что каждому человеку щ свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. У Платона потребности и страсти образуют «вожделеющую» или «низшую» душу, которая подобно стаду требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригод• ность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеют природные основания. По мнению Лукреция, источниками воли являются желания, вытекающие из потребностей, а желания, в свою очередь, по мнению Голландского философа Спинозы это осознанное влечение. [164] Особое значение потребностям, как основным источникам активности человека, придавали ученые конца 18 века. Они понимали потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущим к удовольствию, к душевным и телесным привычкам; как движущий фактор наших страстей, воли, умственной активности; как реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, приводящее в действие наш ум, чувства и волю; как страсти, которые возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей и т.д. (Э.Кондильяк, П.Гольбах, К.Гельвеций и др.). Потребности человека беспрерывны и это служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям человека отводил Н.Г.Чернышевский. Он считал, что только через них можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными, по Чернышевскому, являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей. Потребностям в психической активности человека Р.Вудвортс отводил ведущую роль. По его мнению, организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, определяет характер двигательных реакций, и влияет на восприятие окружающего мира. У Р.Вудвортса, так же как и у А.А.Ухтомского, потребность рассматривается как доминантный очаг возбуждения [199]. Особая точка зрения на активность человека была у К.Маркса, который отделял активность материи в целом от активности психической. Активность материи, писал он, «содержит в себе самой основание своего бытия и изме |