Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 110]

по № п/п Уровень благосостояния Опенка напряженности У Б 0 1 Критически низкий и низкий 34 32 33 2 Удовлетворительный 19 38 43 3 Хороший 13 44 38 4 Высокий 17 42 4) Условные обозначения втаблице: У приоритет учебы, “Учеба крайне напряженная, на отдых и развлечения времени почти не остается”, Б приемлемый баланс учебы и отдыха, “Занимаются систематически, но времени хватает и на полноценный отдых и развлечения”, О отсутствие напряженности, “Напряженно бывает только в сессию” и “Учеба вообще не бывает напряженной”.
От первого курса к пятому доля студентов, отмечающих крайне напряженный характер учебы, сокращается с 33 до 12% и, соответственно, растет с
!7 до 56% доля тех студентов, которые, по их собственному утверждению, более основательно занимаются в лучшем случае лишь во время экзаменационной сессии.
Сравнительно чаще ссылаются на крайнюю напряженность учебного процесса студенты с низким уровнем благосостояния и приезжие,
И если у первых это, скорее всего, связано с большой загруженностью подработками, то у вторых сочетается еще и с трудностью адаптации в городском пространстве, в организации учебы и активного отдыха Но у тех и у других это также связано с ситуацией повышенного риска, в которой они находятся, но и с ограниченным доступом к ресурсам, облегчающим процесс обучения (копировальной технике, Интернет-классам, платному абонементу в библиотеке, покупке дополнительной литературы ит.
п.).
Социологи давно обратили внимание на то, что у многих, если не
у большинства студентов, не сформировалась ответственность за успеваемость в высшей школе.142 Профессиональное образование в вузе многими студентами по инерции воспринимается аналогичным школьной учебе.
Нередко создается впечатление, что в хорошей успеваемости больше заинтересованы преподаватели, чем сами студенты.

1,:Бовк)а В.
В Образ жизнисоветской молодежи.
С.
52.
[стр. 27]

27 тико-идеологической ситуации они все же стремились к позитивной обобщающей оценке и рисовали в целом положительный социальный портрет студента.
Так, еще в 1980-е годы социологи отмечали слабость социальной и гражданской ответственности и несформированность профессиональной ориентации у многих студентов, распространенность иждивенческих жизненных планов и отношения к учебе как принудительному занятию, перенос центра тяжести в сферу развлечений69 .
Продолжением этих негативных тенденций и является отмечаемый теперь массовый характер иллюзорных или люмпенизированных социальных стратегий, толкающих молодежь в вузы при слабости не только профессиональных, но и нравственных и трудовых ориентаций70 .
Учеба.
Некоторые масштабные социологические исследования, связанные с изучением бюджета времени, указывают на среднее соотношение физических объемов времени в повседневной жизни студентов.
Так, в середине 1990-х годов было установлено, что учебные занятия, включая их аудиторные и самостоятельные формы, отнимают у российских студентов примерно 7-8 часов в день, а конкретные виды досуговой деятельности около 6 часов71 .
Средние оценки объемов времени, несомненно, важны, но их значения являются слишком средними и в действительно69 См., например,: Бовкун В.
В.
Образ жизни советской молодежи.
М., 1988; Социально-демографический портрет студента.
М., 1986; Лисовский В.
Т.
Советское студенчество: Социологические очерки.
М., 1990.
70 Вишневский Ю.
Р., Шапко В.
Т.
Студент 90-х – социокультурная динамика // СОЦИС.
2000.
№12; Константиновский Д.
Л.
Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе.
Ориентации и пути в сфере образования; Крухмалева О.
В.
Современные тенденции в получении образовательных услуг // СОЦИС.
2001.
№9.
71 Шереги Ф.
Э., Харчева В.
Г., Сериков В.
В.
Социология образования: прикладной аспект.
С.
271-273.
В нашем исследовании физический бюджет времени студентов специально не изучался.
Акцент делался на личностно значимых оценках соотношения учебы и отдыха и характере отдельных параметров и видов жизнедеятельности студентов: регулярности и напряженности учебных занятий, питания, жилищных условий, участия в организованных формах культурного досуга, спортивных занятий, подверженности «вредным привычкам», социальных норм, и т.
д.
сти могут сильно варьировать в зависимости от индивидуальных способностей и интересов, курса обучения, направлений подготовки, социально-экономического положения студентов.
Принципиально важно оценить баланс двух основных сфер жизнедеятельности учебы и отдыха в восприятии самих студентов.
Такой баланс должен обеспечивать формирование специалиста и воспроизводство человека, и его учет может оказаться полезным в развитии концепции и функциональной структуры университета.
Режим учебы и уровень напряженности.
Большинство студентов НовГУ (около 60%) отмечают систематический характер учебных занятий.
Но в этой массе две трети указывают на то, что при систематическом характере учебных занятий им хватает времени и на полноценный отдых.
Для пятой части студентов НовГУ учеба носит настолько напряженный характер, что времени на отдых и развлечения почти не остается, и это служит тревожным признаком перегрузки.
Более трети студентов отмечают, что учеба бывает напряженной только во время экзаменационной сессии (36%).
Немногим более трех процентов студентов вообще «не замечают» никаких тягот учебы – она для них никогда не бывает напряженной.
Характерно то, что юноши значительно менее восприимчивы к напряженности учебного процесса.
Девушки чаще отмечают для себя возможность сочетания систематической учебы с отдыхом.
От первого курса к пятому доля студентов, отмечающих крайне напряженный характер учебы, сокращается с 33% до 12% и, соответственно, растет с
17% до 56% доля тех студентов, которые, по их собственному утверждению, более основательно занимается в лучшем случае лишь во время экзаменационной сессии.
Восприятие студентами напряженности учебного процесса и возможности его полноценного сочетания с отдыхом заметно варьирует между отдельными факультетами.
Известно, что относительно высокая сложность некоторых блоков учебных дисциплин требует и более строгого учебного контроля, и таким образом создается атмосфера интенсивных учебных занятий, не позволяющая студентам основательно «расслабиться» и между экзаменационными сессиями.
Но иные специальности в студенческой среде известны своей легкостью, при которой складывает

[стр.,28]

28 ся и сравнительно высокая лояльность к студентам со стороны преподавательского корпуса.
Отмеченное различие между факультетами университета наглядно представлено в таблице 1.4.1 (приложение 4.2).
С точки зрения перенапряженного характера учебного процесса в университете особо выделяются специальности зарубежной филологии и медицины, на которых треть студентов отмечает, что учеба почти не оставляет времени на отдых.
Более приемлемое для студентов соотношение объемов учебной работы и отдыха отмечается в потоках гуманитарных специальностей (филологии, юриспруденции, медицины, искусства) и некоторых факультетов технического и технологического профиля.
Но есть и такие потоки в университете, обучение в которых для большинства студентов бывает напряженным, в лучшем случае, лишь во время экзаменационной сессии.
Именно такой тип восприятия статистически составляет ядро на восьми из двадцати одного факультетов университета.
В ранжированном виде этот перечень начинается специальностями механизации сельскохозяйственного производства, философии, управления.
На таких факультетах с переходом от первого курса к пятому отмеченное расслабление в учебе охватывает до трех четвертей студентов, и это, вероятно, можно оценивать как признак определенного вакуума в содержании и организации образовательного процесса.
Сравнительно чаще ссылаются на крайнюю напряженность учебного процесса студенты с низким уровнем благосостояния и приезжие
(см.
приложение 4.2, таблицы 1.4.2 и 1.4.3).
И если у первых это, скорее всего, связано с большой загруженностью подработками, то у вторых сочетается еще и с
трудности адаптации в городском пространстве, в организации учебы и активного отдыха.
Но у тех и у других это также связано с ситуацией повышенного риска, в которой они находятся, но и с ограниченным доступом к ресурсам, облегчающим процесс обучения (копировальной технике, интернет-классам, платному абонементу в библиотеке, покупке дополнительной литературы и т.
п.).
Социологи давно обратили внимание на то, что у многих, если не
большинства студентов, не сформировалась ответственность за успеваемость в высшей школе72 .
Профессиональное образование в университете многими студентами, по инерции, воспринимается по аналогии со 72 Бовкун В.
В.
Образ жизни советской молодежи.
С.
52.

школьной учебой.
Нередко создается впечатление, что в хорошей успеваемости больше заинтересованы преподаватели, чем сами студенты.

По-видимому, в университете не решена в комплексе проблема стимулов ответственного отношения к собственной учебе73 .
Эта ответственность теперь формально целиком возложена на студента.
Университеты в данном отношении действуют в русле установленных правовых и экономических норм (размер стипендии, условия начисления и лишения и т.
д.), но сама эта проблема заслуживает специального изучения и того, чтобы более основательно войти в область интересов студенческих общественных организаций.
Позиция студента в университете значительно отличается от позиции школьника.
Отсутствует прежний учебный контроль, по большинству учебных дисциплин нет текущих еженедельных оценок.
Нет и «надзирания» со стороны учителей и родителей.
Появляется уверенность в том, что пропуск занятий, не регулярная подготовка к семинарам не несет за собой ничего, кроме невысоких баллов в зачетной книжке.
Снижение уровня ответственности за качество своей учебной деятельности отчасти связано со слабостью тех организационных структур во внутренней социальной жизни студенчества, которые формируют позитивные связи и нормы в основных сферах деятельности.
Вслед за распадом «заорганизованной» и чрезмерно политизированной комсомольской организации, в университетской среде в 1990-е годы постепенно складываются новые студенческие объединения.
Но они пока в большей степени занимаются вопросами правовой и социальной защиты, художественной самодеятельности, содействия занятости во внеучебное время74 .
К сожалению, такие объединения являются малочисленными и не73 Сейчас может восприниматься как чудачество прошлой, комсомольской эпохи в жизни студентов факт из жизни факультета иностранных языков Новгородского государственного педагогического института.
В середине 1980-х годов по инициативе комсомольского бюро собрание студентов факультета обратилось ко всем преподавателям с предложением не ставить студентам на экзаменах оценку «удовлетворительно».
Комсомольские вожаки тогда посчитали, что будущий учитель не имеет морального права учиться на тройки.
Эта странная инициатива, просуществовавшая несколько семестров, заставила многих троечников серьезно подтянуться в учебе.
74 Особенно быстрыми темпами растет в НовГУ численность студенческих летних трудовых отрядов.

[Back]