Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 51]

Динамика возрастно-половых свойств социальной группы, в свою очередь, может указывать на принципиально важные тенденции; омоложение или постарение, сдвиги в половой структуре, которые неизбежно сказываются на процессах социального развития ее представителей, на гендерном и половом составе профессиональных групп.
Численность студентов вроссийских вузах, считая все формы обучения, на протяжении 1990-х годов росла довольно быстрыми темпами и в начале 2002 г.
достигает почти
5 млн чел:54 Только за три учебных года (с 1998/1999 по 2001/2002) оно увеличилось без малого на 1,5 млн чел.
Число людей, получающих вузовское образование, в расчете на 10 тыс.
чел.
составляет около 350.
Доля вузовского студенчества как социальной группы, основным родом деятельности которого является учеба в вузе (дневная форма обучения), не превышает 3% в населения страны.
Но, как свидетельствует статистика, оно количественно почти на треть превосходит общий контингент учащихся в системе начального и среднего профессионального образования.
Возрастная
структура студенчества представляется весьма однородной и сконцентрированной в интервале от 17 до 22 лет.
Зачастую, основная часть студентов университетов это подростки (старший подростковый возраст55).
Причем.
Как правило, самые юные студенты обучаются экономическим специальностям, а самые взрослые педагогическим.
В сравнении с большинством западных университетов, где высшее образование получают люди в более зрелом
возрасте,56 с несколько большим жизненным и трудовым я Высшее образование в России: 2001: Статистический сборник.
М., 2002,
55 В соответствии с классификацией, предлагаемой Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст определяется в границах 10*19 лет 10-14 лет * ранний этап, 15-19 лет поздний этап.
Но в западной культуре отмечается тенденция к удлинению подростко вого возраста.
См.

Журавлева И.5.
Здоровье подростков: социологический анализ.
М., 2002.
С.
9-15.

5$ Средний возраст студентов университетов в странах ЕС • 21 год.
Типичный возраст окон*гания обучения по программам бакалавриата состаыяет 23 годя, по магистерским программам • 26 лет.
Нередким является короткое и неоднократное прерывание образования в связи с профессиональной занятостью по получаемой специальности.
В скандинавских странах этот возраст выше в связи с большими сроками обучения в средней школе, а в Германии и Австрии
в связи с прохождением военной или гражданской службы мужчинами.
Сравнительный анализ по государствам на территории бывшего СССР свидетельствует, что
диспропорция между уровнями профессионального образования (преобладание высшего и недостаточное развитие начального и среднего) служит одной ю общих причин более острого кртиса молодежной зан ятост Подробнее см.: Faria Ton.
Transnational analysis of vocational education and training in the New Independent States and
Mon^otia.
Turin: European Training Foundation, 2000.
[стр. 6]

6 Раздел 1 Университетское студенчество как социальная группа 1.1 Социальные предпосылки формирования студенчества 1.2 Обоснованность профессионального выбора 1.3 Социально-экономическое положение 1.4 Некоторые черты образа жизни 1.1 Социальные предпосылки формирования студенчества Студенчество в структуре населения; на гребне демографической волны; кризис социальной мотивации и слабость профессиональных ориентаций; гендерные барьеры; миграционные биографии студентов; студенчество как продукт корпоративных интересов.
Студенчество в структуре населения.
Социальная сущность молодежи и многие переживаемые ею трудности в значительной степени обусловлены комплексом социальных факторов, предопределяющих положение молодых людей в структуре населения, в системе расселения и занятости.
Демографические факторы объективно предопределяют противоречивое соотношение таких сложных процессов, как физическое развитие, духовное становление, обретение большей социальноэкономической самостоятельности и профессиональной зрелости7 .
Весьма важными эти факторы оказываются и в жизни студенчества как особой социальной группы в составе молодежи.
Не менее важной в социальных судьбах студенчества оказывается социально-психологическая ситуация в обществе, социальное самочувствие, господствующие социальные стратегии, мотивы и модели поведения.
Но некоторые важные качественные черты студенчества, такие как 7 Социология молодежи / Под редакцией В.
Т.
Лисовского.
СПб., 1996.
адекватность жизненных и профессиональных ориентаций и способность к обучению, во многом обусловлены характером самой системы высшего образования.
Университетское студенчество представляет собой сегодня наибольшую часть учащейся молодежи.
Его отличительными чертами являются принадлежность к гражданским открытым учреждениям высшего профессионального образования всех форм собственности.
Университетское студенчество не являет собой зеркального отражения социальноэкономической структуры населения, оно в большей степени представляет средние и высшие слои этой структуры.
Образовательный процесс в университете характеризуется культурной открытостью, академическими приоритетами, основательной опорой на гуманитарный комплекс знаний, сочетающийся с фундаментальной научной и самой современной профессиональной подготовкой.
Один из важных вопросов состоит в оценке доли студентов в структуре населения и возрастно-половых характеристиках данной социальной группы.
Эта доля, рассматриваемая в контексте конкретного периода развития страны, служит индикатором социально-экономического и культурного развития общества и региона, одним из параметров воспроизводства социальной структуры общества.
Она также выступает мерой функционирования института образования в обществе и его экономической сфере8 .
Является эта доля недостаточной или избыточной? Как складываются ее количественные и качественные характеристики, объем и внутренняя структура, насколько они соответствуют потребностям общества? Динамика возрастно-половых свойств социальной группы, в свою очередь, может указывать на принципиально важные тенденции: омоложение или постарение, сдвиги в половой структуре, которые неизбежно сказываются на процессах социального развития ее представителей, на гендерном и половом составе профессиональных групп.
8 Имеется в виду социологическая концепция функций образования, которая указывает на участие системы образования в воспроизводстве профессиональноквалификационной структуры населения и выделяет количественные и качественные параметры этого участия.
Подробнее см.: Осипов А.М.
Общество и образование.
Новгород, 1998.


[стр.,7]

7 Все это дает повод по-новому задуматься о судьбах студенчества и той роли, которую университетское образование играет в современном российском обществе.
Численность студентов в российских вузах, считая все формы обучения, на протяжении 1990-х годов росла довольно быстрыми темпами и в начале 2002 году достигает почти
пяти миллионов человек9 .
Только за три учебных года (с 1998/1999 по 2001/2002) оно увеличилось без малого на
полтора миллиона человек.
Число людей, получающих вузовское образование, в расчете на 10 тысяч человек составляет около 350.
Доля вузовского студенчества как социальной группы, основным родом деятельности которого является учеба в вузе (дневная форма обучения), не превышает 3% в населения страны.
Но, как свидетельствует статистика, оно количественно почти на треть превосходит общий контингент учащихся в системе начального и среднего профессионального образования.
В
Новгородской области численность обучающихся в вузах, с учетом контингента негосударственных вузов и филиальных подразделений превышает 25 тысяч человек, то есть в расчете на 10 тысяч человек населения области составляет около 356 и близка к среднему показателю по Северо-западному региону.
Возрастная структура студенчества представляется весьма однородной и сконцентрированной в интервале от 17 до 22 лет, охватывающем в НовГУ более 95% студентов10 .
При этом средний возраст студентов дневной формы обучения в НовГУ не достигает и 20 лет11 .
Фактически более половины студентов университета – это подростки (старший подростковый возраст12 ).
Самые юные студенты в университете учатся на 9 Высшее образование в России: 2001 / Статистический сборник.
М., 2002.

10 В данной работе студенчество рассматривается в узком смысле как социальная группа, чей основной род занятий – учеба в высшей школе.
Курсанты военных вузов, а также студенты-заочники, сочетающие обучение с занятостью и относящиеся к экономически активному населению, не попадают в рассматриваемую нами категорию.
11 Замер возраста студентов в выборке в НовГУ произведен в октябре 2001 г.
Средний возраст на первом курсе составил 17,8 года, на пятом – 22 года.
12 В соответствии с классификацией, предлагаемой Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст определяется в границах 10-19 лет: 10-14 лет – ранний этап, 15-19 лет – поздний этап.
Но в экономических специальностях, а самые взрослые – на педагогических.
Средний возраст выпускников университета – немногим старше 21 года.
В сравнении с большинством западных университетов, где высшее образование получают люди в более зрелом
возрасте13 , с несколько большим жизненным и трудовым опытом, возраст российских студентов значительно ниже.
Хорошо это или плохо? Отвечая на такой вопрос, обычно ссылаются на то, что раннее начало университетского образования – это признак хорошей школьной подготовки и залог хорошей успеваемости в студенческий период, юный возраст благоприятен для обучения и дает возможность более ранней профессиональной карьеры… С приведенными выше доводами можно было бы согласиться, если бы не факты иного рода, среди которых отметим главные и тесно связанные обстоятельства, признание которых бывает подчас невыгодно.
На гребне демографической волны сегодня, а что дальше? Рубеж XX-XXI веков в России в целом и Новгородской области по времени совпал с особой волной в возрастно-половой структуре населения.
Эта волна, воспроизводя циклически уже в третий раз демографические последствия Великой Отечественной войны и усиливаясь высокой рождаемостью 1980-х годов, ныне отмечена ростом численности молодых люзападной культуре отмечается тенденция к удлинению подросткового возраста.
См.

подробнее: Журавлева И.
В.
Здоровье подростков: социологический анализ.
М., 2002.
С.
9-15.

13 Средний возраст студентов университетов в странах ЕС 21 год.
Типичный возраст окончания обучения по программам бакалавриата составляет 23 года, по магистерским программам – 26 лет.
Нередким является короткое и неоднократное прерывание образования в связи с профессиональной занятостью по получаемой специальности.
В скандинавских странах этот возраст выше в связи с большими сроками обучения в средней школе, а в Германии и Австрии
в связи с прохождение военной или гражданской службы мужчинами.
Сравнительный анализ по государствам на территории бывшего СССР свидетельствует, что
диспропорции между уровнями профессионального образования (преобладание высшего и недостаточное развитие начального и среднего) служит одной из общих причин более острого кризиса молодежной занятости.
Подробнее: Farla Ton.
Transnational analysis of vocational education and training in the New Independent States and
Mongolia.
Turin: European Training Foundation, 2000.

[Back]