Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 52]

опытом, возраст российских студентов значительно ниже.
О чем это может свидетельствовать? Рубеж ХХ-ХХ1 вв.
в России по времени совпал с особой волной в возрастно-половой структуре населения.
Эта волна, воспроизводя циклически уже в третий раз демографические последствия Великой Отечественной войны и усиливаясь высокой рождаемостью
!980-х годов, ныне отмечена ростом численности молодых людей в возрасте 17-18 лет.
Они заметно увеличили массу абитуриентов, которая и явилась причиной относительно высокого конкурса в вузы и послужила поводом для наращивания приема в вузы.
Совершенно не случайно именно накануне и во время этой волны так энергично размножались филиалы и представительства столичных вузов в провинции.
Региональные вузы стали в массовом порядке создавать
“учебные группы” дневного и вечернего обучения даже в отдаленных райцентрах, организуя занятия на базе обычных школ силами преподавателей “из центра”, чего раньше никогда не делалось.
Иными словами, стало расти предложение на рынке услуг высшего профессионального образования, ориентированное, главным образом, на платежеспособный спрос и корпоративный рост
увеличение штата и доходов своего образовательного учреждения.
Но длина демографической волны, на которую и был, в сущности, рассчитан отмеченный выше рост предложения, составляет всего около 10
лст.
К 2010 г.
численность учащихся в средней школе уже сократится, по крайней мере, вдвое, а выпуск из 11-х классов (при сохранении сложившихся каналов продолжения образования выпускниками 9-х классов) составит лишь 928 тыс.

чел.57 Таким образом, имеющееся число мест приема только в государственные учреждения всех уровней профессионального образования (2301,5 тыс.) в 2010 г.
превысит объемы выпуска из общеобразовательной школы почти на миллион
мест.58 Неизбежно весьма резкое, следующее за демографической динамикой сокращение приема и, соответственно, персонала вузов.
Последнее обстоятельство воспринимается особенно
J' И в последующее дссяталетас, т.с.
к концу 2020-х годов, согласно
дсмогрзфичсскому прогнозу, численность когорты выпускников школ также сократится вдвое, и это будет происходить на фоне резкого сокращения в России массы населения ъ трудоспособном возрасте,См.: Левашов В.
И.,Староверов В.
И.
Демография и демографическое развитие России.
М., 2000.
С 148.

5 *Доклад о развитии системы профессионального образования, Россшоая Федерация.
М, 2001.
[стр. 7]

7 Все это дает повод по-новому задуматься о судьбах студенчества и той роли, которую университетское образование играет в современном российском обществе.
Численность студентов в российских вузах, считая все формы обучения, на протяжении 1990-х годов росла довольно быстрыми темпами и в начале 2002 году достигает почти пяти миллионов человек9 .
Только за три учебных года (с 1998/1999 по 2001/2002) оно увеличилось без малого на полтора миллиона человек.
Число людей, получающих вузовское образование, в расчете на 10 тысяч человек составляет около 350.
Доля вузовского студенчества как социальной группы, основным родом деятельности которого является учеба в вузе (дневная форма обучения), не превышает 3% в населения страны.
Но, как свидетельствует статистика, оно количественно почти на треть превосходит общий контингент учащихся в системе начального и среднего профессионального образования.
В Новгородской области численность обучающихся в вузах, с учетом контингента негосударственных вузов и филиальных подразделений превышает 25 тысяч человек, то есть в расчете на 10 тысяч человек населения области составляет около 356 и близка к среднему показателю по Северо-западному региону.
Возрастная структура студенчества представляется весьма однородной и сконцентрированной в интервале от 17 до 22 лет, охватывающем в НовГУ более 95% студентов10 .
При этом средний возраст студентов дневной формы обучения в НовГУ не достигает и 20 лет11 .
Фактически более половины студентов университета – это подростки (старший подростковый возраст12 ).
Самые юные студенты в университете учатся на 9 Высшее образование в России: 2001 / Статистический сборник.
М., 2002.
10 В данной работе студенчество рассматривается в узком смысле как социальная группа, чей основной род занятий – учеба в высшей школе.
Курсанты военных вузов, а также студенты-заочники, сочетающие обучение с занятостью и относящиеся к экономически активному населению, не попадают в рассматриваемую нами категорию.
11 Замер возраста студентов в выборке в НовГУ произведен в октябре 2001 г.
Средний возраст на первом курсе составил 17,8 года, на пятом – 22 года.
12 В соответствии с классификацией, предлагаемой Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст определяется в границах 10-19 лет: 10-14 лет – ранний этап, 15-19 лет – поздний этап.
Но в экономических специальностях, а самые взрослые – на педагогических.
Средний возраст выпускников университета – немногим старше 21 года.
В сравнении с большинством западных университетов, где высшее образование получают люди в более зрелом возрасте13 , с несколько большим жизненным и трудовым опытом, возраст российских студентов значительно ниже.
Хорошо это или плохо? Отвечая на такой вопрос, обычно ссылаются на то, что раннее начало университетского образования – это признак хорошей школьной подготовки и залог хорошей успеваемости в студенческий период, юный возраст благоприятен для обучения и дает возможность более ранней профессиональной карьеры… С приведенными выше доводами можно было бы согласиться, если бы не факты иного рода, среди которых отметим главные и тесно связанные обстоятельства, признание которых бывает подчас невыгодно.
На гребне демографической волны сегодня, а что дальше? Рубеж XX-XXI веков в России в целом и Новгородской области по времени совпал с особой волной в возрастно-половой структуре населения.
Эта волна, воспроизводя циклически уже в третий раз демографические последствия Великой Отечественной войны и усиливаясь высокой рождаемостью
1980-х годов, ныне отмечена ростом численности молодых люзападной культуре отмечается тенденция к удлинению подросткового возраста.
См.
подробнее: Журавлева И.
В.
Здоровье подростков: социологический анализ.
М., 2002.
С.
9-15.
13 Средний возраст студентов университетов в странах ЕС 21 год.
Типичный возраст окончания обучения по программам бакалавриата составляет 23 года, по магистерским программам – 26 лет.
Нередким является короткое и неоднократное прерывание образования в связи с профессиональной занятостью по получаемой специальности.
В скандинавских странах этот возраст выше в связи с большими сроками обучения в средней школе, а в Германии и Австрии – в связи с прохождение военной или гражданской службы мужчинами.
Сравнительный анализ по государствам на территории бывшего СССР свидетельствует, что диспропорции между уровнями профессионального образования (преобладание высшего и недостаточное развитие начального и среднего) служит одной из общих причин более острого кризиса молодежной занятости.
Подробнее: Farla Ton.
Transnational analysis of vocational education and training in the New Independent States and Mongolia.
Turin: European Training Foundation, 2000.


[стр.,8]

8 дей в возрасте 17-18 лет.
Они заметно увеличили массу абитуриентов, которая и явилась причиной относительно высокого конкурса в вузы и послужила поводом для наращивания приема в вузы.
Совершенно не случайно именно накануне и во время этой волны так энергично размножались филиалы и представительства столичных вузов в провинции14 .
Региональные вузы стали в массовом порядке создавать
«учебные группы» дневного и вечернего обучения даже в отдаленных райцентрах, организуя занятия на базе обычных школ силами преподавателей «из центра», чего раньше никогда не делалось.
Иными словами, стало расти предложение на рынке услуг высшего профессионального образования, ориентированное, главным образом, на платежеспособный спрос и корпоративный рост
увеличение штата и доходов своего образовательного учреждения.
Так, контингент студентов дневной формы обучения в Великом Новгороде возрос более чем вдвое по сравнению с началом 1990-х годов.
Но длина демографической волны, на которую и был, в сущности, рассчитан отмеченный выше рост предложения, составляет всего около 10
лет.
К 2010 году численность учащихся в средней школе уже сократится, по крайней мере, вдвое, а выпуск из 11-х классов (при сохранении сложившихся каналов продолжения образования выпускниками 9-х классов) составит лишь 928 тысяч
человек15 .
Таким образом, имеющееся число мест приема только в государственные учреждения всех уровней профессионального образования (2301,5 тысяч) в 2010 году превысит объемы выпуска из общеобразовательной школы почти на миллион
мест16 .
Уже начиная с 2005-2006 годов в Новгородской области число выпускников средних школ будет каждое пятилетие сокращаться в полтора раза, и приблизительно к 2010 оно окажется вдвое меньше числа 14 В Великом Новгороде, насчитывающем 230 тысяч жителей, наряду с НовГУ действуют 8 филиалов (отделения, представительства) иногородних вузов.
15 И в последующее десятилетие, то есть к концу 2020-х годов, согласно демографическому прогнозу, численность когорты выпускников школ также сократится вдвое, и это будет происходить на фоне резкого сокращения в России массы населения в трудоспособном возрасте (Левашов В.
И., Староверов В.
И.
Демография и демографическое развитие России.
М., 2000.
С.
148).

16 Доклад о развитии системы профессионального образования.
Российская Федерация.
М., 2001.
тех, кого школы выпустили двадцатью годами ранее17 .
Как изменившаяся ситуация отразится на судьбах студенчества и высшей школы?18 Неизбежно весьма резкое, следующее за демографической динамикой сокращение приема и, соответственно, персонала вузов.
Последнее обстоятельство воспринимается особенно
болезненно и порождает поиски альтернатив и попытки сопротивления необходимым сокращениям.
В дополнение к возросшей волновой демографической нагрузке, относительное усиление спроса на высшее профессиональное образование связано с целым комплексом внешних по отношению к вузам факторов.
Эти факторы отчасти коренятся в предыдущих десятилетиях, но, как свидетельствуют материалы исследований, их действие заметно усилилось в 1990-е годы.
Кризис социальной мотивации и слабость профессиональных ориентаций.
Ориентация выпускников средних школ на поступление в вузы в действительности имеет сложную мотивацию, не сводимую лишь к тяге к знаниям.
Существенным фактором переключения значительной 17 Репродуктивные планы нынешних молодых людей не в пример хуже тех, кто вступал в брак 10-20 лет назад.
Так что поколение 20-30-летних не даст всплеска рождаемости, равнозначного периоду середины 1980-х годов.
Демографическая волна середины 1980-х годов не будет повторена в возрастнополовой структуре населения региона в соответствующем объеме.
Нынешний характер социальной и демографической политики не дает повода для позитивных ожиданий, и, к сожалению, новый цикл в демографической динамике принесет лишь более или менее быстрый спад численности молодежи в ближайшие десятилетия и в стране и в регионе, с вытекающими из этого последствиями для трудовых ресурсов и самой сферы образования.
18 Весьма характерная ситуация складывается в НовГУ и других вузах области.
В 2002 г.
число выпускников общеобразовательных школ в Великом Новгороде составило около двух тысяч человек, а общее число мест приема в вузах, расположенных в городе, уже почти вдвое превышает эту величину.
Таким образом, на одного выпускника школ областного центра 2002 года имеется, как минимум, одно место приема в вузах города.
Это означало бы отсутствие конкурса.
Но конкурс, тем не менее, сохранится, хотя и более низкий в сравнении с предыдущими годами благодаря приезжим студентам, составляющим немногим менее половины студентов НовГУ, повторным попыткам не выдержавших конкурса в предыдущие годы и выпускникам профессиональных лицеев и колледжей.

[Back]