Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 53]

болезненно и порождает поиски альтернатив и попытки сопротивления необходимым сокращениям.
В дополнение к возросшей волновой демографической нагрузке, относительное усиление спроса на высшее профессиональное образование связано с целым комплексом внешних по отношению к вузам факторов.
Эти факторы отчасти коренятся в предыдущих десятилетиях, но, как свидетельствуют материалы исследований, их действие заметно усилилось в 1990-е годы.

Это, прежде всего, проявляется в кризисном состоянию социальной мотивации и слабости профессиональной ориентации.
Ориентация выпускников средних школ на поступление в вузы в действительности имеет сложную мотивацию, не сводимую лишь к тяге к знаниям.
Существенным фактором переключения значительной
части потока школьников именно на вузы оказался, по-видимому, масштабный кризис советского общества, обостренный шоковыми реформами в экономике и дисфункциональным состоянием большинства социальных институтов — труда и распределения, культуры, образования, социальной защиты, армии и др.
В числе этих мотивов оказываются весомыми массовое чувство социальной неуверенности выпускников средних школ и их родителей, связанное с риском срочной службы в армии и непрекращающимся военно-политическим кризисом на окраинах государства
Именно по этому 24 процента первокурсников МГУПП, по данным автора, считают отсрочку от армии главным мотивом обучения в вузе.
Значительная часть взрослого населения, наблюдая социальные последствия реформ в российском обществе, всерьез опасается того, что уже в ближайшем будущем возможность получения бесплатного высшего образования для их детей исчезнет, и потому
считает крайне желательным зачисление своих детей в вузы сразу после окончания средней школы.
При этом резко возрастает случайный характер выбора специальности и места обучения, а ведущим мотивом становится экономическая доступность или, говоря языком маркетинга, соотношение цены и качества получаемого образования.
Ценность содержания, качества профессиональной подготовки часто подменяется ценностью диплома
[стр. 8]

8 дей в возрасте 17-18 лет.
Они заметно увеличили массу абитуриентов, которая и явилась причиной относительно высокого конкурса в вузы и послужила поводом для наращивания приема в вузы.
Совершенно не случайно именно накануне и во время этой волны так энергично размножались филиалы и представительства столичных вузов в провинции14 .
Региональные вузы стали в массовом порядке создавать «учебные группы» дневного и вечернего обучения даже в отдаленных райцентрах, организуя занятия на базе обычных школ силами преподавателей «из центра», чего раньше никогда не делалось.
Иными словами, стало расти предложение на рынке услуг высшего профессионального образования, ориентированное, главным образом, на платежеспособный спрос и корпоративный рост – увеличение штата и доходов своего образовательного учреждения.
Так, контингент студентов дневной формы обучения в Великом Новгороде возрос более чем вдвое по сравнению с началом 1990-х годов.
Но длина демографической волны, на которую и был, в сущности, рассчитан отмеченный выше рост предложения, составляет всего около 10 лет.
К 2010 году численность учащихся в средней школе уже сократится, по крайней мере, вдвое, а выпуск из 11-х классов (при сохранении сложившихся каналов продолжения образования выпускниками 9-х классов) составит лишь 928 тысяч человек15 .
Таким образом, имеющееся число мест приема только в государственные учреждения всех уровней профессионального образования (2301,5 тысяч) в 2010 году превысит объемы выпуска из общеобразовательной школы почти на миллион мест16 .
Уже начиная с 2005-2006 годов в Новгородской области число выпускников средних школ будет каждое пятилетие сокращаться в полтора раза, и приблизительно к 2010 оно окажется вдвое меньше числа 14 В Великом Новгороде, насчитывающем 230 тысяч жителей, наряду с НовГУ действуют 8 филиалов (отделения, представительства) иногородних вузов.
15 И в последующее десятилетие, то есть к концу 2020-х годов, согласно демографическому прогнозу, численность когорты выпускников школ также сократится вдвое, и это будет происходить на фоне резкого сокращения в России массы населения в трудоспособном возрасте (Левашов В.
И., Староверов В.
И.
Демография и демографическое развитие России.
М., 2000.
С.
148).
16 Доклад о развитии системы профессионального образования.
Российская Федерация.
М., 2001.
тех, кого школы выпустили двадцатью годами ранее17 .
Как изменившаяся ситуация отразится на судьбах студенчества и высшей школы?18 Неизбежно весьма резкое, следующее за демографической динамикой сокращение приема и, соответственно, персонала вузов.
Последнее обстоятельство воспринимается особенно болезненно и порождает поиски альтернатив и попытки сопротивления необходимым сокращениям.
В дополнение к возросшей волновой демографической нагрузке, относительное усиление спроса на высшее профессиональное образование связано с целым комплексом внешних по отношению к вузам факторов.
Эти факторы отчасти коренятся в предыдущих десятилетиях, но, как свидетельствуют материалы исследований, их действие заметно усилилось в 1990-е годы.

Кризис социальной мотивации и слабость профессиональных ориентаций.
Ориентация выпускников средних школ на поступление в вузы в действительности имеет сложную мотивацию, не сводимую лишь к тяге к знаниям.
Существенным фактором переключения значительной
17 Репродуктивные планы нынешних молодых людей не в пример хуже тех, кто вступал в брак 10-20 лет назад.
Так что поколение 20-30-летних не даст всплеска рождаемости, равнозначного периоду середины 1980-х годов.
Демографическая волна середины 1980-х годов не будет повторена в возрастнополовой структуре населения региона в соответствующем объеме.
Нынешний характер социальной и демографической политики не дает повода для позитивных ожиданий, и, к сожалению, новый цикл в демографической динамике принесет лишь более или менее быстрый спад численности молодежи в ближайшие десятилетия и в стране и в регионе, с вытекающими из этого последствиями для трудовых ресурсов и самой сферы образования.
18 Весьма характерная ситуация складывается в НовГУ и других вузах области.
В 2002 г.
число выпускников общеобразовательных школ в Великом Новгороде составило около двух тысяч человек, а общее число мест приема в вузах, расположенных в городе, уже почти вдвое превышает эту величину.
Таким образом, на одного выпускника школ областного центра 2002 года имеется, как минимум, одно место приема в вузах города.
Это означало бы отсутствие конкурса.
Но конкурс, тем не менее, сохранится, хотя и более низкий в сравнении с предыдущими годами благодаря приезжим студентам, составляющим немногим менее половины студентов НовГУ, повторным попыткам не выдержавших конкурса в предыдущие годы и выпускникам профессиональных лицеев и колледжей.


[стр.,9]

9 части потока школьников именно на вузы оказался, по-видимому, масштабный кризис советского общества, обостренный шоковыми реформами в экономике и дисфункциональным состоянием большинства социальных институтовтруда и распределения, культуры, образования, социальной защиты, Армии и др.
В числе этих мотивов оказываются весомыми массовое чувство социальной неуверенности выпускников средних школ и их родителей, связанное с риском срочной службы в Армии и непрекращающимся военно-политическим кризисом на окраинах государства.

При общем увеличении численности мужчин 18-летнего возраста трудности обеспечения призыва на срочную службу возросли многократно, и законодательно гарантируемая отсрочка в связи с поступлением в вузы кажется временным спасением от такого риска.
Значительная часть взрослого населения, наблюдая социальные последствия реформ в российском обществе, всерьез опасается того, что уже в ближайшем будущем возможность получения бесплатного высшего образования для их детей исчезнет, и потому
считают крайне желательным зачисление своих детей в вузы сразу после окончания средней школы.
При этом резко возрастает случайный характер выбора специальности и места обучения, а ведущим мотивом становится экономическая доступность или, говоря языком маркетинга, соотношение цены и качества получаемого образования.
Ценность содержания, качества профессиональной подготовки часто подменяется ценностью диплома.

Немаловажным фактором, повлекшим особую мотивацию притока в вузы, стало настойчивое насаждение молодежной псевдокультуры через средства массовой информации, которое нельзя не рассматривать как элемент новой культурно-идеологической программы, осуществляемой в России.
В этой программе ценность труда, трудолюбия, неразрывная связь труда и благосостояния оказались если не основательно растоптанными, то, по крайней мере, совершенно позабытыми.
Гедонизм, развлечение, жизнь в свое удовольствие, ориентация на поп-звезду, видимая легкость нарушения Закона и ухода от ответственности, нормальность девиаций – ее основные признаки.
Нужно заметить, что в этой программе именно студенчество лишено привычных имиджевых недостатков.
Учебная жизнь студента – это всетаки не труд в полном смысле этого слова.
Поскольку введено свободное посещение занятий, то на них можно и не ходить, лишь бы сдать сессию.
Главная студенческая программа на телевидении, как известно, это КВН – смелый юмор, песни и танцы.
С распадом советских порядков нет больше обязанности выпускника вуза перед государством работать по специальности.
Налаживание международных связей и взаимного признания дипломов повышает шансы покинуть кризисную страну и по-настоящему оказаться в мире витрин, где нет войн и пугающей нищеты.
Пожить целых пять лет для себя, в удовольствие, не будучи связанным с трудом и прочими обязанностями – такую возможность дает только поступление в гражданский вуз, в университет.
Почему же не воспользоваться ею? С этим глубинным мотивом, без жизненного опыта и сколько-нибудь серьезной ориентации на труд, на будущую профессию идут в вузы многие абитуриенты и становятся студентами.
Массовым обстоятельством, коснувшимся не только молодых мужчин, но и женщин, оказался кризис рынка труда и занятости.
Он проявился в двух принципиально важных фактах: (а) самостоятельный выход молодых людей на рынок труда не обеспечивает для большинства из них прожиточного минимума и, тем более, удовлетворения сложившихся стандартов потребления, (б) распадом прежней системы социального партнерства во взаимоотношениях «выпускник школы – учреждение профессионального образования – работодатель».
Этот кризис лишил часть населения, выпускников школ и их родителей уверенной ориентации в вопросе о том, кем стать, куда пойти учиться? В сравнении с другими типами учреждений профессионального образования университет выглядит значительно солиднее – самый длительный срок обучения, связь с наукой и международное партнерство, престиж более высокого образования – все это сделало более массовым тот мотив, который сформировался еще в советский период – подольше поучиться, получить хорошую профессию, а там видно будет… Вынужденная дезориентация в плане будущего трудоустройства и слабая профессиональная устойчивость, почти неизбежная в юношеском возрасте, предопределяют случайный и ошибочный характер выбора университетской специальности многими студентами, значительный отсев из вуза и неготовность выпускников трудиться в соответствии с этой специальностью.
Независимо от причин и мотивов эта неготовность оз

[Back]