Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 56]

ценностной и социально-нормативной сферы соответствующих профессий, особой социальной ущемленное™ женщин.61 Причины гендерной закрытости таятся не только в гендерных установках общества в целом и самих студентов, но и в том, что в системе образования все еще не осознано в полном объеме значение данной проблемы, а студенты и профессиональные группы, в которые они вольются, воспринимаются как“бесполые”.
Анализируя последствия значительной половой диспропорции между отдельными учебными потоками,
нельзя забывать и о том, что в студенческом возрасте активно продолжается процесс гендерной социализации, формируются основы семейных установок, начинается или, наоборот, сдерживается процесс планирования семьи.
Нельзя не рассмотреть так называемые миграционные биографии студентов.
Анализ географической мобильности молодежи
говорит о некотором увеличении удельного веса образовательной миграции в общей миграции молодежи.
В сельской местности и в малых городах доля молодежи, ориентированной на получение высшего образования, остается высокой и в ситуации экономического спада и кризиса занятости, имеет тенденцию к росту, что еще более быстрыми темпами ведет к исчерпанию демографического потенциала сельских районов и последующему
спацу экономической активности.
Но в образовательной миграции проявилась новая тенденция —
ее внутрирегиональная ориентация.
Подавляющее большинство абитуриентов
представляют население региона, в котором расположен вуз.
Причем, чем дальше от европейских центров расположен вуз, тем
единообразным становится региональный состав студентов.
Зачастую это связано с такими причинами, как отсутствие достаточных средств на проживание в крупных, но дорогих городах; опасения родителей в связи с криминогенной обстановкой в крупных городах; боязнь высокого конкурса и неофициальных затраг при поступлении в гражданские вузы.
Снижение внешней миграционной активности молодежи служит свидетельством нарастающей закрытости столичных вузов.
Но
другам важным обстоятельством явилось *' Эл( выводы подтверждаются и материалами региональных исследований.
Подробнее см.:
Лукоеицш Е.Г, Осипов А.М.
Гендерные аспекты социального
ра-шития// Молодежь страны и региона на пороге XXI века.
Раааел 2.5.
[стр. 11]

11 ный феномен гендерно закрытых профессий, что является одним из признаков закрытого общества, несовместимых с целями современного общественного прогресса.
Эти негативные тенденции, в свою очередь, ведут к закреплению гендерных стереотипов в обществе и противоречий в социальном развитии персонала отдельных отраслей.
Так, за 1990-е годы произошел новый скачок в концентрации женщин в составе учителей общеобразовательной школы с 82% до более 90%, что усиливает женские черты в профессиональном облике учительства.
Общеобразовательная школа оказывается наполненной почти исключительно женскими ролевыми моделями, что, конечно же, нарушает гендерный баланс в процессах культурной социализации школьников23 .
Сверхвысокая концентрация мужчин и, соответственно, тенденция маскулинизации, присущие воспроизводству инженерно-технического корпуса во многих отраслях, вызывает справедливую критику с позиции современного гендерного подхода.
Эти тенденция с очевидностью сопровождается признаками дегуманизации, обеднением и деформациями ценностной и социально-нормативной сферы соответствующих профессий, особой социальной ущемленности женщин24 .
Причины гендерной закрытости таятся не только в гендерных установках общества в целом и самих студентов, но и в том, что в
университете и, рассуждая шире, в системе образования все еще не осознано в полном объеме значение данной проблемы, а студенты и профессиональные группы, в которые они вольются, воспринимаются как «бесполые».
Как следствие этого, отсутствует систематическая работа по генили маскулинизации многих социально-профессиональных групп.
См.
подробнее о составе студентов по полу в разных направлениях и специальностях вузовской подготовки в кн.: Пугач В.
Ф.
Российское студенчество: статистико-социологический анализ.
М., 2001.
С.
38-40.
23 С дальнейшей феминизацией учительства связаны, вероятно, и выраженные признаки его пассивности в общественно-политической сфере и, в частности, в формах социально-протестных действий, которые заметно отличают российское учительство, скажем, от шахтеров.
24 Эти выводы подтверждаются и материалами региональных исследований.
Подробнее см.:
Луковицкая Е.
Г., Осипов А.
М.
Гендерные аспекты социального
развития // Молодежь страны и региона на пороге XXI века (Раздел 2.5).
дерной коррекции содержания образования и формированию более взвешенных профессиональных ориентаций школьников и абитуриентов, которая позволяла бы постепенно преодолевать отмеченный гендерный дисбаланс.
Анализируя последствия значительной половой диспропорции между отдельными учебными потоками
внутри университета, нельзя забывать и о том, что в студенческом возрасте активно продолжается процесс гендерной социализации, формируются основы семейных установок, начинается или, наоборот, сдерживается процесс планирования семьи.
Миграционные биографии студентов.
Анализ географической мобильности молодежи,
осуществленный в масштабе Новгородской области, говорит о некотором увеличении удельного веса образовательной миграции в общем объеме миграции молодежи.
В сельской местности и в малых городах доля молодежи, ориентированной на получение высшего образования, остается высокой и в ситуации экономического спада и кризиса занятости имеет тенденцию к росту, что еще более быстрыми темпами ведет к исчерпанию демографического потенциала сельских районов и последующему
спаду экономической активности.
Но в образовательной миграции проявилась новая тенденция
ее внутрирегиональная ориентация.
Подавляющее большинство абитуриентов
(85%) представляют население региона, в котором расположен вуз.
Причем, чем дальше от европейских центров расположен вуз, тем
более единообразным становится региональный состав студентов.
Причины «замыкания» абитуриентов на своих региональных вузах не связаны с местным патриотизмом: 28,3% нынешних студентов были бы не прочь поступить на учѐбу в вузы других городов, однако они не смогли это сделать по ряду веских причин.
В числе этих причин: отсутствие достаточных средств на проживание в крупных, но дорогих городах, опасения родителей в связи с криминогенной обстановкой в крупных городах, боязнь высокого конкурса и неофициальных затрат при поступлении в гражданские вузы.
Снижение внешней миграционной активности молодежи служит свидетельством нарастающей закрытости столичных вузов.
Но
другим важным обстоятельством усиления внутреннего характера образовательной миграции в Новгородской области явилось быстрое формирование и

[Back]