Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 57]

формирование и развитие региональных вузовских комплексов, негосударственного сектора в том числе, прежде всего открытие филиалов столичных вузов.
Грамотная региональная политика позволяет создать образовательные комплексы на базе университетов или академий.62 В таком комплексе удается сравнительно быстро реализовать многие принципиальные преимущества, отсутствовавшие в прошлом.
В региональном университетском комплексе удалось объединить материальную базу и кадровый потенциал и резко повысить их качество, многократно усилить потенциал фундаментальной науки и направить ее возможности на обеспечение всех отраслей профессионального образования, преодолеть в главном предпосылки конкурентного противостояния между отдельными подразделениями и создать условия для расширения спектра
специапьностей профессиональной подготовки.
Так, например, впервые в Новгородской, области открылась подготовка по направлениям, ради которых молодежь в прежние годы покидала свой регион.
Последнее обстоятельство послужило привлечению новых каналов внешней образовательной миграции.

Представляет шггерес исследование студенчества как продукта корпоративных интересов.
Проведенные в стране исследования свидетельствуют о том, что в составе безработных в России увеличивается доля выпускников техникумов и вузов.
Значительно возросла за 1990-е годы и достигает более 51% доля занятых молодых специалистов, у которых характер работы принципиально далекот специальности, полученной в
вузе.63 В 1990-е годы в регионах России становилась все более очевидной и напряженной конкурентная борьба вузов за платежеспособных абитуриентов.
Простейший и выигрышный путь в этой борьбе —
упрощение требований при приеме в вуз.
Наиболее типичная аргументация роста вузовской системы вширь обычно апеллирует к конституционному праву личности на получение высшего профессионального образования, для максимально полного осуществления которого университеты и иные типы вузов максимально приближают свои услуги, как правило, платные, к получателям высшего образования.
Тем самым система
61См.,напр.: МедикВ.А., Осипов A.M.
Университетехое студенчество.
М.,2003.
45 Чупрев В.И, Зубок Ю.А.
Молодежь и общество: противоречия социального
развитая // Молодежь страны и региона на пороге XXI века.
С.
22.
[стр. 12]

12 развитие регионального университетского комплекса, стержнем которого стал НовГУ – университет классического типа.
В таком комплексе удалось сравнительно быстро реализовать многие принципиальные преимущества, отсутствовавшие в прошлом.
В региональном университетском комплексе удалось объединить материальную базу и кадровый потенциал и резко повысить их качество, многократно усилить потенциал фундаментальной науки и направить ее возможности на обеспечение всех отраслей профессионального образования, преодолеть в главном предпосылки конкурентного противостояния между отдельными подразделениями и создать условия для расширения спектра
специальностей профессиональной подготовки.
Так впервые в Новгородской области открылась подготовка по направлениям, ради которых молодежь в прежние годы покидала свой регион.
Последнее обстоятельство послужило привлечению новых каналов внешней образовательной миграции.

Контингент студентов Новгородского государственного университета в последние годы почти наполовину формируется за счет приезжих абитуриентов, из которых две трети – выходцы из Новгородской области, а четверть – из других областей Российской Федерации.
Экономическое положение во многих районах Новгородской области заставляет большую часть молодежи «двигаться» по направлению к центру, и поступление в вуз представляется хорошим шансом хотя бы временно закрепиться в областном центе.
В составе приезжих студентов преобладают женщины, что может усиливать диспропорции в возрастно-половой структуре города и региона и тем самым ухудшать вероятность создания молодежных семей.
Преобладание женщин в потоке профессионально-образовательной миграции, как внутренней, так и внешней, традиционно объясняется относительно худшим развитием инфраструктуры занятости с точки зрения возможностей приложения сил молодых женщин, особенно в сельской местности.
В этом смысле обычно признается, что сельская местность и малые города провинции выталкивают значительную часть молодых женщин на поиски приемлемой профессии и работы в урбанизированные центры с большей концентрацией образовательных возможностей25 .
Но такое объяснение не охватывает всего комплекса причин женской образовательной миграции.
Учитывая рассмотренные выше противоречия, касающиеся расширенного воспроизводства и перепроизводства многих специальностей в системе высшего образования, можно утверждать, что созданные в крупных городах мощности профессионального образования сами по себе стимулируют отток молодежи из сельской местности и малых городов.
Рост этих мощностей в 1990-е годы в большей степени был связан с внебюджетными каналами финансирования и, значит, интересами корпоративных групп.
В нем, на наш взгляд, обнаруживались расхождения с реальными потребностями и возможностями сферы занятости, что открывало нишу для притока и закрепления мигрантов и относительного демографического благополучия городов, где расположены вузы26 .
25 Как показывают исследования, значительная часть выпускниц сельских школ и сегодня ориентирована на получение профессий гуманитарного профиля, в том числе педагогического.
И низкая оплата труда в будущем не оказывает на это влияния.
Такая ориентация служит одним из звеньев в замкнутом круге, в котором сельская школа превратилась в «черную дыру» для педагогических факультетов.
Выпускники, ориентированные на жизнь в городе, поступают в вуз (нередко по целевому направлению), но не возвращаются в родные места или не закрепляются в них в связи с неприемлемыми условиями быта и оплаты труда.
Потребность школ в кадрах остается неудовлетворенной.
Так в стране сформировалась система устойчивого перепроизводства учителей, корень которой ранее лежал в межведомственных перегородках (наличии Министерства общего образования, Министерства по высшему образованию, Госкомитета по профтехобразованию, ведомственных вузов и т.
п.).
Но союзная экономика все-таки давала школе нужные материальные ресурсы и выдерживала перепроизводство учителей.
Теперь же с данной ситуацией вряд ли можно мириться, особенно с учетом единого Министерства образования.
Сходная ситуация сложилась в целом ряде профессий и отраслей, особенно тех, которые действуют в сельской местности.
26 Интересы корпоративных групп в системе вузовского образования в данном случае совпадают с региональными интересами в той мере, в которой они стимулируют положительный баланс во внешнем миграционном обмене, ведь многие выпускники иммигранты не возвращаются в свои регионы, находя за годы учебы постоянную работу или создавая свои семьи.
Но демографическая выгода от этого притока уравновешивается, если не перекрывается негативным влиянием оттока молодежи из провинции, сельской местно

[стр.,13]

13 И, тем не менее, университет в гораздо большей степени служит именно тому городу, в котором действует, и в меньшей степени региону.
Если студентом дневной формы обучения стал в среднем каждый третий молодой новгородец, то применительно к молодым людям за пределами областного центра – лишь каждый двенадцатый.
Это подтверждается анализом структуры контингента студентов.
Молодые люди студенческого возраста (17-22 лет), проживавшие до поступления в университет в областном центре, составляют 33,2% в общей численности этой возрастной группы в населении Новгородской области, в то время как доля студентов – новгородцев в составе студентов превышает 50%.
И, наоборот, молодые люди из различных территорий Новгородской области за границами областного центра представлены в контингенте студентов НовГУ вдвое хуже относительно их доли в населении этой же возрастной группы в населении области (около 31%).
Миграционная биография – не только формальная характеристика, запись в личном деле.
Как свидетельствуют результаты социологического анализа, существует статистически значимая связь между миграционными биографиями студентов, с одной стороны, и их отношением к учебе, к выбранной специальности, к ценности здоровья и некоторым социальным нормам, с другой.
Эта связь будет рассмотрена ниже в соответствующих разделах.
Студенчество как продукт корпоративных интересов.
Проведенные в стране исследования свидетельствуют о том, что в составе безработных в России увеличивается доля выпускников техникумов и вузов.
Значительно возросла за 1990-е годы и достигает более 51% доля занятых молодых специалистов, у которых характер работы принципиально далек от специальности, полученной в
вузе27 .
сти и малых городов внутри региона.
Образовательная миграция ведет к омоложению населения областного центра и насыщению его квалифицированной молодежью, но объективно ускоряет процессы постарения населения, депопуляции и дефицит трудовых ресурсов за чертой областного центра.
Во всяком случае, демографическая оценка образовательной миграции в масштабе региона заслуживает специального изучения, которое поможет точнее определить характер влияния, оказываемого университетом на развитие региона.
27 Чупров В.
И., Зубок Ю.
А.
Молодежь и общество: противоречия социального
развития // Молодежь страны и региона на пороге XXI века.
С.
22.

Речь идет о многих миллионах молодых людей, острые экономические и социальные проблемы которых заставляют внимательнее всмотреться в природу таких диспропорций, в структуру и динамику высшего образования в России.
Ученым, в первую очередь экономистам и социологам, предстоит выработать принципиальную теоретическую и социально-практическую оценку возможностей эффективного взаимодействия высшего образования и рынка, поскольку результативность индивидуальных и общественных затрат в сфере высшего профессионального образования становится в последнее время все более проблематичной.
В 1990-е годы в регионах России становилась все более очевидной и напряженной конкурентная борьба вузов за платежеспособных абитуриентов.
Простейший и выигрышный путь в этой борьбе
– упрощение требований при приеме абитуриентов28 .
Наиболее типичная аргументация роста вузовской системы вширь обычно апеллирует к конституционному праву личности на получение высшего профессионального образования, для максимально полного осуществления которого университеты и иные типы вузов максимально приближают свои услуги, как правило, платные, к получателям высшего образования.
Тем самым система
образования, якобы, поворачивается лицом к личности, ее конституционным правам и запросам.
Сознательно идя на перепроизводство специалистов, вузы оказываются включенными в замкнутую цепь «образовательное учреждение – выпускник – рынок труда».
В этой цепи в наиболее сложном положении оказывается выпускник, точнее, значительная часть выпускников.
Вместе с дипломами о высшем образовании они получают такие профессии, по которым трудоустройство является заведомо нереальным в местном, региональном сообществе29 .
Но этот факт станет известным для молодых 28 Так, Современный Гуманитарный Институт, филиал которого действует в Великом Новгороде, ссылаясь на неэффективность вступительных предметных экзаменов в плане определения способностей абитуриентов к будущей профессии, установил «на входе» лишь тест по русскому языку.
Тест состоит из 25 заданий, и для получения зачета по этому тесту абитуриент должен выполнить, по крайней мере, 12 заданий, после чего будет принят на обучение.
29 Бесперспективность профессиональной карьеры часто обусловлена крайне низкими уровнями оплаты труда специалистов бюджетной сферы, устанавливаемыми Правительством.
Такие уровни, не обеспечивающие прожиточного минимума для специалиста и его семьи – ведущая причина высокой профес

[Back]