Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 59]

объемы подготовки учителей (а в негосударственных вузах вообще доминирует), что свидетельствуето сохраняющемся и в начале нового векабуме“рыночных” специальностей.67 Рациональное сочетание корпоративных интересов и потребностей социальноэкономического развития регионов и страны в целом поставит перед вузами задачу, связанную с освоением нового социального пространства профессионального образования — развитием гибких и разнообразных программ для взрослых.68 Хотя корпоративные интересы вузовского персонала, как можно предположить, неоднородны, они вситуации экономического кризиса в значительной степени ориентированы на удовлетворение платежеспособного спроса со стороны экономической элиты и средних слоев.
А объемы этого спроса, как показывают исследования, весьма
велики.69 В связи со всем сказанным необходимо также задаться вопросом об обоснованности профессионального выборастуденчеством.
Отрадно, что к высшему образованию молодежь привлекает престиж умственного труда, бесплатность и относительная доступность высшего образования.
Но есть в этом выборе и элемент социального прагматизма: люди с высшим образованием обладают преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на более квалифицированную, а далее — руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.д.
Поэтому молодежь рассматривает получение высшего образования как ступень в будущей самостоятельной жизни.

Однако годы, проведенные в вузе, это нетолько затраты личного времени студента, это и затраты государства и семьи, затраты — временные, интеллектуальные, экономические — преподавателей, подчас уникальной квалификации, определенный способ их творческой самореализации.
Поэтому ошибка в выборе специальности в вузе не сводится к личным 41Пугач В.
Ф.
Российское студенчество: статистико-социологический
типа.
С.
33-37,42-45.
“ См, налр.: Гавриков A JI, Литвинова Н.П.
Образование взрослых в XXI веке: новая роль университетов в его развитии.
М , 2001;
Новиков П.Н.
Зуев В.М.
Опережающее прО'*ссиональное образование.
М., 2000.
м Такой спрос является сильно выраженным.
"Российский средний класс тратит
ка образование существенно бйзьшу ю часть своих доходов, чем американцы.
Однако рынок образовательных услуг хочет еще большего” (Березин И.
Интеллектуальный капитал.
Проект
"Столь жизни среднего класса” // Эксперт, 2002.
№ 25.
С.
68-70).
Все более предпочтительным считается получение
кс одного, а двух дипломов о высшем образовании, например,в области зарубежной филологии и экономики.
[стр. 16]

16 исторических условиях неотделима от качественных изменений в содержании труда основной массы работников и мощного экономического потенциала государства, оценка которых в современной России, на наш взгляд, представляется критической.
Структурные диспропорции (перепроизводство специалистов при кризисе их занятости) охватывают в значительной степени и те объемы вузовского контингента, которые обучаются на платной основе и напрямую связаны с экономическими интересами самих вузов, то есть корпоративными интересами.
Так, в России число мест приема и объемы контингента студентов, относящиеся к праву и управлению бизнесом, только в государственных вузах почти втрое превосходят объемы подготовки учителей (а в негосударственных вузах вообще доминирует), что свидетельствует о сохраняющемся и в начале нового века буме «рыночных» специальностей38 .
Хотя корпоративные интересы вузовского персонала, как можно предположить, неоднородны, они в ситуации экономического кризиса в значительной степени ориентированы на удовлетворение
платежеспособный спрос со стороны экономической элиты и средних слоев.
А объемы этого спроса, как показывают исследования, весьма
велики39 .
В вузах России учится намного больше молодежи, чем в профессиональных лицеях и колледжах и техникумах.
Та же тенденция сложилась и в Новгородской области: выпуск специалистов с высшим образованием, прошедших подготовку только на дневных отделениях, с 1993 по 2001 год возрос в 2,1 раза40 , а число выпускников дневной формы подготовки в системе начального и среднего профессионального образования 38 Пугач В.
Ф.
Российское студенчество: статистико-социологический
анализ.
С.
32-37, 42-45.
39 Такой спрос является сильно выраженным.
«Российский средний класс тратит
на образование существенно большую часть своих доходов, чем те же американцы.
Однако рынок образовательных услуг хочет еще большего» (Березин И.
Интеллектуальный капитал.
Проект
«Стиль жизни среднего класса» // Эксперт, 2002.
№25.
С.
68-70).
Все более предпочтительным считается получение
не одного, а двух дипломов о высшем образовании, например, в области зарубежной филологии и экономики.
40 С учетом выпуска из действующих в Новгородской области филиальных подразделений иногородних вузов такой рост составляет, скорее всего, 2,5 раза.
– лишь в 1,2 раза.
Вузы растут значительно быстрее и обеспечивают расширенное воспроизводство и даже перепроизводство специалистов с высшим образованием41 , в то время как учреждения начального и среднего профессионального образования испытывают большие трудности в области качества принимаемых на учебу молодых людей.
Что же произойдет, когда молодежная волна в структуре населения пойдет на спад, и борьба за абитуриентов, а, по существу, за корпоративное выживание своих вузов, факультетов и кафедр резко обострится? Скорее всего, тогда без должной координации в региональной системе образования учреждения, дающие начальное и среднее профессиональное образование, окажутся в еще более трудной, чем теперь, ситуации.
Одновременно на рынке труда при дефиците рабочей силы усилятся диспропорции профессионально-квалификационной структуры, которые поставят и вузы и их выпускников в еще более сложное положение.
В новой ситуации университет окажется перед лицом двух относительно новых приоритетных задач.
Первая касается становления региональной системы социального партнерства в сфере профессионального образования и занятости.
Это партнерство должно реально объединять усилия всех заинтересованных в этой сфере субъектов – власти, работодателей разных уровней и секторов экономики, семьи и молодых людей как получателей профессионального образования и претендентов на рабочие места, вузы.
Если структурно система социального партнерства складывается в 41 В отношении многих специальностей, можно предполагать, существует перепроизводство специалистов вузами, далеко выходящее за пределы потребностей региональной структуры занятости и, в более широком плане, региональной экономики (замещение поколений внутри профессиональных групп в связи с естественным постарением и выходом на пенсию).
В структуре занятого населения Новгородской области рабочие составляют около 54%, руководители разного уровня – около 5% и служащие – около 31%.
В числе последних лишь немногим более трети рабочих мест требует высшего образования.
Если предположить, что выбытие разных квалификационных категорий работников на пенсию по возрасту происходит относительно равномерно, то в общем объеме воспроизводства рабочей силы высшее образование требуется в среднем каждому седьмому новому работнику, заполняющему освободившиеся рабочие места.


[стр.,17]

17 форме областных и местных Координационных советов и в виде двухсторонних или многосторонних соглашений между органами власти, работодателями и образовательными учреждениями, то функционально она пока остается слабой.
В ней не вполне осознаны и реализованы взаимодействие и взаимная ответственность партнеров.
Деструктивным фактором в системе социального партнерства остается неэффективное материальное стимулирование труда, особенно в бюджетной сфере и ряде отраслей (сельское хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение, культура и др.).
В итоге, например, молодые люди получившие официальные направления (льготы) для поступления в вуз, не несут реальной ответственности за неявку к месту оговоренного трудоустройства или не задерживаются на этом месте.
Такая ситуация весьма характерна для выпускников сельскохозяйственного и педагогического профиля.
Вторая задача связана с освоением нового социального пространства профессионального образования – развитием гибких и разнообразных образовательных программ для взрослых42 .
Это и будет в действительности означать переход к реализации давно провозглашенной еще Гербертом Спенсером цели непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
С осуществлением этих двух ключевых задач, повидимому, и будет связана перспектива сохранения и развития богатейшего потенциала университетского образования и совершенствования его функционирования на благо регионального сообщества и всего российского общества.
1.2 Обоснованность профессионального выбора Цена выбора и ошибки; модели поведения в ситуации выбора и закономерность ошибки; усиление разочарования и сомнений; формирование профессиональной ориентации – задача университета.
42 Подробнее см.: Гавриков А.
Л., Литвинова Н.
П.
Образование взрослых в XXI веке: новая роль университетов в его развитии.
М., 2001.

Цена выбора и ошибки.
Высшее образование стремятся получить многие молодые люди.
И это отрадное явление, частично престижем умственного труда, бесплатностью и относительной доступностью высшего образования.
Конечно, в стремлении получить высшее образование есть элемент социального прагматизма: люди с высшим образованием обладают преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на более квалифицированную и руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.
д.
Поэтому молодежь рассматривает получение высшего образования как ступень в будущей самостоятельной жизни.

Выбор специальности в высшем образовании означает, как правило, пять лет учебы, пять лет в жизни молодых людей.
Он имеет для молодых людей свою цену.
Доля студентов университета, обучаемых на платной основе, достигает трети от общего контингента в НовГУ.
Две трети студентов реализуют право на одноразовое получение бесплатного высшего профессионального образования, финансируемого за счет государственного бюджета.
Все последующие попытки получения высшего образования могут осуществляться только на внебюджетной основе, за счет средств обучаемого, спонсоров или предприятий.
Но этот выбор означает не только определенные материальные и экономические затраты на обучение, покрываемые из государственного бюджета, предприятия или личных средств студента, его семьи.
На протяжении пяти лет преподаватели и сотрудники разных профилей, обладающие подчас уникальными квалификациями, обеспечивают образовательный процесс и подготовку будущего специалиста.
Это – и их время тоже, часть их профессиональной жизни, определенный способ их творческой самореализации, чаще всего гораздо более дорогой в сравнении с заниженной оплатой труда.
Поэтому ошибка в выборе профессии и специальности обучения в вузе не сводится к личным проблемам студента.
Все перечисленные обстоятельства повышают социальную значимость этого выбора, личную и общественную цену ошибки43 .
43 Мы рассматриваем проблему профессионального выбора студентов в данной работе в ограниченном объеме.
Материалы исследования, лежащего в основе работы, позволяют оценить удовлетворенность выбором специальности и профессиональные ожидания, но не касаются мотивов выбора профессии,

[Back]