Проверяемый текст
Н.Д. СОРОКИНА, ПЕРЕМЕНЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ДИНАМИКА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ / Журнал "Социологические исследования", № 1, 2003
[стр. 75]

Как видно из таблицы № 9 иерархия мотивов студентов трех московских вузов практически одинакова, несмотря на нюансы в процентном соотношении, что свидетельствует о схожести ценностных ориентации, предпочтений московской студенческой молодежи.
А вот итоги другого исследования, проведенного среди молодежи России, дают несколько иную картину (см; таблицу
№ 9 ).95 ТаблицаЛ®9 “Что, на Ваш взгляд, дает человекувысшее образование?” (в % к числу опрошенных)9 6 Варианты ответа Возраст респондента 17 лет 24 года 31 год Хорошую профессию 57 45 46 Успех в жизни 43 22 19 Диплом, дающий определенный статус 29 38 38 Возможность избежать службы в армии 10 8 5 Высокий уровень культуры 31 26 26 Материальное благополучие 38 26 23 Возможность работать за рубежом 15 6 6 Приятное времяпровождение в студенческие годы 14 16 16 Ничего не дает 2 10 12 Результаты данного исследования показали, во-первых, расхождение в жизненных стратегиях с московскими студентами.
Среди российской молодежи, как видим, превалирует желание приобрести профессию с помощью образования.
Во-вторых, исследование вскрывает неодинаковость позиций разных возрастных групп молодежи.
Так, 17-летние респонденты в большей степени по сравнению с другими возрастными группами молодежи ценят успех в жизни, а также настроены более оптимистично в отношении шансов с помощью образования достигнуть материального благополучия, высокого уровня культуры, приобрести возможность работать за рубежом, иметь хорошую профессию.
Именно по этим позициям их жизненные
Данное исследование проведено в марте 1997 г.
Центром социологических исследований МГУ и университетом Дюка США совместно с Центромпо изучениюмежнациональныхотношений Институтаэтнологии иантропологии им.Н.Н.
Миклухо-Маклая РАН.
Объем выборки составил 3839 респондентов.
Тип выборки: стратифицированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов, репрезентативная
дтя каждой возрастной группы.
Опрос проведен в 56 субъектах Российской Федерации, пропорционально представляющих все регионы страны.

%Сорокина НД.
Перемены вобразовании идинамика жизненныхстратегий студентов.
С.
58.
[стр. 3]

но-дифференцирующая функции образования, поскольку высшее образование дает возможность добиться материальной обеспеченности и в целом является гарантией жизненного успеха.
Что касается терминальной ценности образования, то из табл.
1 можно видеть, что для студентов МГУ большое значение имеет высокий уровень образованности, хотя и не такой, как пять лет назад.
Подготовка интеллектуальной элиты также является одной из важнейших функций высшего образования, и ее московские вузы реализуют.
В то же время налицо снижение профессиональной функции (подготовки кадров).
Здесь сказывается (помимо всего прочего) и невостребованность специалистов на российском рынке труда: не случайно увеличение числа желающих работать за рубежом.
По-прежнему образование выполняет и функцию социальной защиты, в частности, служит средством избежать службы в армии.
В соответствии с выявленными мотивами получения высшего образования можно типологизировать студентов.
В основу предлагаемой типологии положена та или иная доминирующая жизненная стратегия, соответствующая той или иной функции образования: прагматической, статусно-престижной, социокультурной, профессиональной.
Выделены следующие пять типов: 1-й доминирующая жизненная стратегия: успех в жизни, что соответствует прагматической функции образования; 2-й стать высокообразованным, культурным человеком, что соответствует социокультурной функции образования; 3-й стремление к материальной обеспеченности, что соответствует прагматической функции образования; 4-й иметь профессию, что соответствует профессиональной функции образования; 5-й достижение определенного социального статуса, что соответствует статусно-престижной функции образования.
Что касается остальных мотивов получения высшего образования, они скорее подчинены выявленным жизненным стратегиям.
Так, к примеру, желание работать за рубежом связано и со стремлением быть материально обеспеченным, и с желанием добиться успеха в жизни и т.д.
А такие мотивы получения высшего образования, как "не служить в армии", "приятно провести время", "продолжить семейные традиции", не являются основными, а скорее служат в качестве дополнительных стимулов.
Таким образом, можно сделать вывод: современный студент все в большей мере становится практичным, что проявляется в стремлении с помощью образования добиться успеха в жизни, материального благополучия и соответствующего социального положения.
Как видно из табл.
1, иерархия мотивов студентов трех московских вузов практически одинакова, несмотря на нюансы в процентном соотношении, что свидетельствует о схожести ценностных ориентаций, предпочтений московской студенческой молодежи.
А вот итоги другого исследования, проведенного среди молодежи России, дают несколько иную картину (см.
табл.

2)2 .
Результаты данного исследования показали, во-первых, расхождение в жизненных стратегиях с московскими студентами.
Среди российской молодежи, как видим, превалирует желание приобрести профессию с помощью образования.
Во-вторых, исследование вскрывает неодинаковость позиций разных возрастных групп молодежи.
Так, 17-летние респонденты в большей степени по сравнению с другими возрастными группами молодежи ценят успех в жизни, а также настроены более оптимистично в отношении шансов с помощью образования достигнуть материального благополучия, высокого уровня культуры, приобрести возможность работать за рубежом, иметь хорошую профессию.
Именно по этим позициям их жизненные
стратегии больше приближаются к московским первокурсникам (возможно, сказывается одинаковость возраста).
Данное исследование проведено в марте 1997 г.
Центром социологических исследований МГУ и университетом Дюка США совместно с Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им.
Н.Н.
Миклухо-Маклая РАН.
Объем выборки составил 3839 респондентов.
Тип выборки: стратифицированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов, репрезентативная
для каждой возрастной группы.
Опрос проведен в 56 субъектах Российской Федерации, пропорционально представляющих все регионы страны.

57

[стр.,4]

Таблица 2 "Что, на Ваш взгляд, дает человеку высшее образование?" (в % к числу опрошенных) Возраст Варианты ответа 17 лет 24 года 31 год Хорошую профессию 57 45 46 Успех в жизни 43 22 19 Диплом, дающий определенный статус 29 38 38 Возможность избежать службы в армии 10 8 5 Высокий уровень культуры 31 26 26 Материальное благополучие 38 26 23 Возможность работать за рубежом 15 6 6 Приятное времяпровождение в студен14 16 16 ческие годы Ничего не дает 2 10 12 Изменения в ценностных ориентациях молодежи (в частности, усиление прагматизма в установках на получение высшего образования) фиксируют многие социологи.
В частности, результаты исследовательского проекта, начало которому положено в 1962 г., осуществляемого под руководством В.Н.
Шубкина, привели социологов к выводу о том, что сегодня во всем многообразии факторов, стимулирующих тягу к получению высшего образования, ведущим становится материальный [2, с.
100].
В этой связи можно также сослаться и на результаты опроса первокурсников, проведенного в 2002 г.
в одном из московских вузов.
Оказалось, что основным мотивом получения высшего образования является стремление получить профессию, позволяющую иметь хорошо оплачиваемую работу [3, с.
122-123].
Возвратимся к материалам опроса первокурсников относительно мотивов выбора учебного заведения.
Ответ на этот вопрос важен, поскольку в нем проявляются запросы индивида, его потребности, уровень притязаний.
И примечательно, что за пятилетие многие процессы и явления показали позитивную динамику.
Так, студентов МГУ в наибольшей степени интересует качество получаемого образования: "образование соответствует мировому стандарту", считают 55% первокурсников (1994 г.), 68% (1999 г.).
По мнению 26% респондентов (1994 г.) и 45% (1999 г.), "здесь сильный профессорско-преподавательский состав", а "хорошие возможности для развития личности" отметили 18% (1994 г.) и 39% (1999 г.).
"Привлекают занятия наукой" 9% (1994 г.) и 24% (1999 г.).
Мотив выбора вуза "только в нем можно получить интересующую меня специальность" характерен для 11% опрошенных (1994 г.) и 19% (1999 г.).
"Следуют семейной традиции" 5% (1994 г.) и 12% (1999 г.), а "поступили случайно" 4% (1994 г.) и 8% (1999 г.).
"Вуз близок к моему дому" выбран в качестве мотива поступления 4% студентов МГУ (1994 г.) и 7% (1999 г.).
Как видно из полученных ответов, иерархия мотивов выбора МГУ как учебного заведения за 5-летие почти не изменилась, за исключением варианта "привлекают занятия наукой", который с пятого места переместился на четвертое.
Корреляционный анализ выявил, что на выбор мотивов предпочтения МГУ влияет материальное положение опрашиваемых.
Как и в случае мотивов получения высшего образования, студенты из категории "вполне обеспеченные" следовали прежде всего семейной традиции, выбор МГУ привлекал также специальностью, которую можно получить только в университете.
"Не вполне обеспеченные" выбирали варианты ответа: "привлекают занятия наукой", "образование соответствует мировому стандарту", "здесь хорошие возможности для развития личности", "поступил случайно".
Что касается такого мотива, как "привлекают занятия наукой", можно отметить следующее.
В настоящее время данный вид деятельности не приносит ощутимого материального благополучия.
Поэтому в данном случае можно говорить о четком представлении достижения 58

[Back]