Проверяемый текст
Н.Д. СОРОКИНА, ПЕРЕМЕНЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ДИНАМИКА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ / Журнал "Социологические исследования", № 1, 2003
[стр. 80]

80 молодых людей влияют на трансформацию социальных функций образования и на механизм их осуществления.
Немецкий социолог М.
Вебер считал, что цель вуза — формирование и закрепление в сознании студенчества так называемой философии жизни, их будущего предназначения как ученых и преподавателей.
Им сформулирован ряд норм, суть которых сводилась к следующему.
Служение науке предполагает бескорыстие, преданность общему делу и постоянную мотивацию надостижение знаний.102 Для выбора университетского образования следует отметить такой мотив, как “привлекают занятия наукой”, и это при том условии, что настоящее время данный вид деятельности не приносит ощутимого материального благополучия.
Поэтому в данном случае можно говорить о четком представлении достижения
социапьного статуса,.связанного с выбором специальности.
Точнее говоря, не очень высокого социального положения из-за снижения престижа науки в настоящее время.
Причем любовь к науке более чем в 3 раза демонстрируют студенты (приема 1999 г.) естественных факультетов по сравнению с гуманитарными (34,5% естественников и 10,3% гуманитариев).

Одним из актуальных направлений отечественной социологии образования является анализ соответствия образования не только практическим нуждам общества, но и как механизма духовного развития студента, профессиональной социализации, посредством изучения удовлетворенностью учебой.103 Студенчество привлекает исследовательское внимание еще по целому ряду причин: вопервых, кризис российского общества выдвинул на первый план из всех молодежных подгрупп студенчество как единственную среди них организованную группу; во-вторых, студенчество всегда являлось наиболее организованной частью молодежи и потому несет с собой инновации как в систему обучения, так и в производство; в-третьих, совокупность 132Вебер М Наука как признание и профессия//Самосознание европейской культуры XX века.
М , 1991.
С.
130-149.
Васенина ИВ., Сорохинз Н.Д.
Преподаватель и студент Московского университета Социатогачесхий анатиз // Вести.
Моск.
ун-та.
Сер.
7.
Философия.
1993.
f&2.
С.
77-8!; Вишневский Ю.Р., Рубина П А Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования, 1997.
J6 10.
С.
56-69; Высшее профессиональное образование: мировые тенденции (сопим, и филос.
аспекты).
М., 1998; Качество подготовки специалистов в негосударственных вузахМ, 2000; Лапшов В.А.
Профессиональная социализация студента в современном российском вузе // Право и образование.
2000.
К» 3(4).
С 53-60; Фаустова Э-Я.
Культура студенческой молодежи: социально-философский аспект.
М., 1991, Чумах В Г.
Рынок образовательныхуслуг состояние,перспективы развития.
М., 1999.
С.
8-9.
[стр. 4]

Таблица 2 "Что, на Ваш взгляд, дает человеку высшее образование?" (в % к числу опрошенных) Возраст Варианты ответа 17 лет 24 года 31 год Хорошую профессию 57 45 46 Успех в жизни 43 22 19 Диплом, дающий определенный статус 29 38 38 Возможность избежать службы в армии 10 8 5 Высокий уровень культуры 31 26 26 Материальное благополучие 38 26 23 Возможность работать за рубежом 15 6 6 Приятное времяпровождение в студен14 16 16 ческие годы Ничего не дает 2 10 12 Изменения в ценностных ориентациях молодежи (в частности, усиление прагматизма в установках на получение высшего образования) фиксируют многие социологи.
В частности, результаты исследовательского проекта, начало которому положено в 1962 г., осуществляемого под руководством В.Н.
Шубкина, привели социологов к выводу о том, что сегодня во всем многообразии факторов, стимулирующих тягу к получению высшего образования, ведущим становится материальный [2, с.
100].
В этой связи можно также сослаться и на результаты опроса первокурсников, проведенного в 2002 г.
в одном из московских вузов.
Оказалось, что основным мотивом получения высшего образования является стремление получить профессию, позволяющую иметь хорошо оплачиваемую работу [3, с.
122-123].
Возвратимся к материалам опроса первокурсников относительно мотивов выбора учебного заведения.
Ответ на этот вопрос важен, поскольку в нем проявляются запросы индивида, его потребности, уровень притязаний.
И примечательно, что за пятилетие многие процессы и явления показали позитивную динамику.
Так, студентов МГУ в наибольшей степени интересует качество получаемого образования: "образование соответствует мировому стандарту", считают 55% первокурсников (1994 г.), 68% (1999 г.).
По мнению 26% респондентов (1994 г.) и 45% (1999 г.), "здесь сильный профессорско-преподавательский состав", а "хорошие возможности для развития личности" отметили 18% (1994 г.) и 39% (1999 г.).
"Привлекают занятия наукой" 9% (1994 г.) и 24% (1999 г.).
Мотив выбора вуза "только в нем можно получить интересующую меня специальность" характерен для 11% опрошенных (1994 г.) и 19% (1999 г.).
"Следуют семейной традиции" 5% (1994 г.) и 12% (1999 г.), а "поступили случайно" 4% (1994 г.) и 8% (1999 г.).
"Вуз близок к моему дому" выбран в качестве мотива поступления 4% студентов МГУ (1994 г.) и 7% (1999 г.).
Как видно из полученных ответов, иерархия мотивов выбора МГУ как учебного заведения за 5-летие почти не изменилась, за исключением варианта "привлекают занятия наукой", который с пятого места переместился на четвертое.
Корреляционный анализ выявил, что на выбор мотивов предпочтения МГУ влияет материальное положение опрашиваемых.
Как и в случае мотивов получения высшего образования, студенты из категории "вполне обеспеченные" следовали прежде всего семейной традиции, выбор МГУ привлекал также специальностью, которую можно получить только в университете.
"Не вполне обеспеченные" выбирали варианты ответа: "привлекают занятия наукой", "образование соответствует мировому стандарту", "здесь хорошие возможности для развития личности", "поступил случайно".
Что касается такого мотива, как "привлекают занятия наукой", можно отметить следующее.
В настоящее время данный вид деятельности не приносит ощутимого материального благополучия.
Поэтому в данном случае можно говорить о четком представлении достижения
58

[стр.,5]

социального статуса, связанного с выбором специальности.
Точнее говоря, не очень высокого социального положения из-за снижения престижа науки в настоящее время.
Причем любовь к науке более чем в 3 раза демонстрируют студенты (приема 1999 г.) естественных факультетов по сравнению с гуманитарными (34,5% естественников и 10,3% гуманитариев).

Привлекает университет в большей мере гуманитариев, чем естественников, тем, что "в нем можно получить интересующую специальность" (23% и 16%).
И то, что это больше относится к выходцам из "вполне обеспеченных семей", тоже не случайно, поскольку именно на гуманитарных факультетах выше конкурс, поступить туда имеют шансы больше дети именно обеспеченных родителей.
Это подтверждается и тем, что почти вдвое больше первокурсников-гуманитариев, которые при подготовке в университет пользовались услугами репетиторов (57,4% и 30,5%).
К тому же перспективные специальности, дающие материальные блага, в настоящее время имеют явный гуманитарный уклон, особенно такие, как экономика, право, иностранные языки и некоторые другие.
Из данных опросов студентов МГУ особенно ясно видно, что именно университетское образование позволяет стать молодому специалисту конкурентоспособным на рынке труда.
Так, по результатам проводимого ежегодно Центром социологических исследований МГУ мониторинга, 82% респондентов ответили утвердительно на этот вопрос .
Вместе с тем, по данным того же опроса, всего 23% студентов хотели бы остаться работать в университете после окончания учебы.
Чем конкретно они хотели бы заняться? Разброс мнений по данному вопросу достаточно большой.
Обращает на себя внимание несколько моментов.
Уехать за границу после окончания учебы хотело бы всего 8% опрошенных студентов.
Именно "всего", поскольку 24% первокурсников (опрос 1999 г.) в качестве мотива получения высшего образования назвали "работать за рубежом".
Следовательно, можно предположить, что жизненные планы по мере пребывания в университете меняются.
Работать по специальности хотело бы 12% студентов.
(Хотя для 29% первокурсников в 1999 г.
получение образования связывалось с возможностью иметь профессию.) Видимо, в процессе учебы происходит переориентация жизненных планов, связанная с более четким представлением о будущей специальности, о тех благах, которые может сулить приобретение данной профессии.
Вместе с тем, с учетом 25% желающих учиться в аспирантуре и 15% в магистратуре (всего 40%) больше половины опрошенных можно считать условно профессионально определившимися.
Хотя для некоторой части из них это способ просто продолжить обучение в силу различных мотивов.
Неясно профессиональное самоопределение 19% тех, кто хотел бы найти высокооплачиваемую работу, и 6% желающих открыть собственное дело.
И только о 10% намеревавшихся получить второе высшее образование можно с уверенностью говорить, что они не будут работать по первой специальности, полученной в университете.
Об этих же 10% студентов можно сказать и то, что они не удовлетворены (или не совсем удовлетворены) выбором специальности, профессии.
Но в целом удовлетворенность выбором профессии, вуза (в данном случае университета) можно считать достаточно высокой.
Если соотнести жизненные планы студентов с жизненными стратегиями, которые выявлены у первокурсников, можно сделать предположение о том, что студенты, ориентированные на успех в жизни, в большей мере озабочены открытием собственного дела и поиском высокооплачиваемой работы.
Ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих жизненных стратегий студентов и вообще молодежи в современных рыночных условиях.
В этом одно из проявлений инновационной функции образования.
Речь идет не только об участии образования как социального института в процессе зарождения новых социальных слоев, но и в производстве новых социокультурных образцов поведения, новой системы ценностей.
' Опрос проведен весной 2000 г., опрошено 285 студентов 2, 3, 4 курсов по репрезентативной выборке; научный руководитель исследования, канд.
социолог, наук И.В.
Васенина.
59

[Back]